Уголовная ответственность за экологические преступления: понятие виды особенности

55. Уголовная ответственность за экологические преступления

Уголовная ответственность за экологические преступления: понятие виды особенности

 ВУК РФ прямо сказано, что его задачейнаряду с охраной прав и свобод человекаи гражданина, собственности и общественногопорядка является охрана окружающейсреды.

Состояниездоровья человека в значительной степенизависит от чистоты воды, воздуха, качествапродуктов, которыми он питается, исоответственно от чистоты почвы.

Информации о том, сколько человек вРоссии умирает в связи с воздействиемна здоровье неблагоприятных факторовокружающей среды, встречать не приходилось.

Однако известно, что продолжительностьжизни мужчин в России в последние 25 летсократилась с 71 года до 57 лет, в том числев связи с деградацией природы.

Всесоставы преступлений, сформулированныев действующем Уголовном кодексе, с точкизрения выполняемых ими функций,относящихся к природопользованию иохране окружающей среды, можно подразделитьна три категории: специальные экологическиесоставы, смежные, дополнительные.

Специальныеэкологические составы сформулированыв отдельной главе «Экологическиепреступления» (гл. 26). Она помещается вразд. IX «Преступления против общественнойбезопасности и общественного порядка»и содержит следующие составы:

• нарушениеправил охраны окружающей среды припроизводстве работ (ст. 246);

• нарушениеправил обращения экологически опасныхвеществ и отходов (ст. 247);

• нарушениеправил безопасности при обращении смикробиологическими либо другимибиологическими агентами или токсинами(ст. 248);

• нарушениеветеринарных правил и правил, установленныхдля борьбы с болезнями и вредителямирастений (ст. 249);

• загрязнениевод (ст. 250);

• загрязнениеатмосферы (ст. 251);

▪ загрязнениеморской среды (ст. 252);

• нарушениезаконодательства Российской Федерациио континентальном шельфе и об исключительнойэкономической зоне Российской Федерации(ст. 253);

• порчаземли (ст. 254);• нарушение правил охраныи использования недр (ст. 255);

• незаконнаядобыча водных животных и растений (ст.256);

• нарушениеправил охраны рыбных запасов (ст. 257);

• незаконнаяохота (ст. 258);

• уничтожениекритических местообитаний для организмов,занесенных в Красную книгу РоссийскойФедерации (ст.259);

• незаконнаяпорубка деревьев и кустарников (ст.260);

• уничтожениеили повреждение лесов (ст. 261);

• нарушениережима особо охраняемых природныхтерриторий и природных объектов (ст.262).

Кспециальным экологическим составамотносится ряд составов, сформулированныхв статьях, содержащихся в других главахКодекса:

• нарушениеправил безопасностинаобъектах атомной энергетики (ст. 215);

• сокрытиеинформации об обстоятельствах, создающихопасность для жизни или здоровья людей(ст. 237);

• жестокоеобращение с животными (ст. 245);

• экоцид(ст. 358).

Этисоставы по своему содержанию, несомненно,являются экологическими. С учетомобъекта экологических преступленийможно выделить два вида преступлений,посягающих на:

а)экологический правопорядок в целом.Объектом таких посягательств являютсяобщественные отношения по поводуокружающей среды как интегрированногообъекта правового регулированияиспользования и охраны.

Важно подчеркнуть,что в прежнем УК РСФСР вовсе непредусматривались составы, отражающиепосягательство на природу в целом. Поновому УК РФ к данному виду преступленийотносятся составы, сформулированные вст.

247– 249,259, 262, 215, 237, 358;

б)порядок использования и охраны отдельныхприродных ресурсов. Это – преступления,предусмотренные ст. 245, 250–258, 260–261 УКРФ.

Смежнымисоставами преступлений вобласти природопользования и охраныокружающей среды следует считать те изних, которые выполняют экологическиефункции лишь при определенныхобстоятельствах объективного порядка:отказ в предоставлении гражданинуинформации (ст. 140); регистрация незаконныхсделок с землей (ст. 170); терроризм (ст.

205); нарушение правил безопасности приведении горных, строительных или иныхработ (ст. 216); нарушение правил безопасностина взрывоопасных объектах (ст. 217);нарушение правил учета, хранения,перевозки и использования взрывчатых,легковоспламеняющихся веществ ипиротехнических изделий (ст. 218); нарушениеправил пожарной безопасности (ст.

219);незаконное обращение с радиоактивнымиматериалами (ст. 220); хищение либовымогательство радиоактивных материалов(ст. 221); незаконный оборот сильнодействующихили ядовитых веществ в целях сбыта (ст.234); нарушение санитарно-эпидемиологическихправил (ст.

236); нарушение правилбезопасности при строительстве,эксплуатации или ремонте магистральныхтрубопроводов (ст. 269); планирование,подготовка, развязывание или ведениеагрессивной войны (ст. 353); производствоили распространение оружия массовогопоражения (ст. 355); применение запрещенныхсредств и методов ведения войны (ст.356).

Эти составы приобретают экологическоезначение лишь тогда, когда в результатесовершаемых противоправных действийнарушаются правила природопользованияи причиняется вред окружающей среде.

Засовершение экологических преступленийУК РФ предусматривает следующие видынаказаний:

· штраф.Наказание в виде штрафа предусмотренопочти за все экологические преступления.Его размер зависит от характерасовершенного преступления. Минимальныйразмер штрафа – 200 минимальных размеровоплаты труда, максимальный – до 700минимальных размеров оплаты труда;

· лишениеправа занимать определенные должностиили заниматься определенной деятельностью.Такое наказание предусмотрено за многиеэкологические преступления. Иногдаустановлен и срок действия данногонаказания;

· обязательныеработы. Они заключаются в выполненииосужденным в свободное от основнойработы или учебы время бесплатныхобщественно полезных работ, вид которыхопределяется органами местногосамоуправления. Этот вид наказанияпредусмотрен, в частности, за уничтожениеили повреждение лесов (до 240 часов);

· исправительныеработы. Отбываются по месту работыосужденного, при этом из его заработкапроизводятся удержания в доход государствав размере, установленном приговоромсуда, в пределах от 5 до 20%.

Такое наказаниеустановлено, к примеру, за нарушениеветеринарных правил и правил, установленныхдля борьбы с болезнями и вредителямирастений (до 1 года); за загрязнениеатмосферы (до 2 лет); за порчу земли (до2 лет); за нарушение режима особо охраняемыхприродных территорий и природныхобъектов (до 2 лет);

· ограничениесвободы. Оно заключается в содержанииосужденного, достигшего к моментувынесения судом приговора восемнадцатилетнеговозраста, в специальном учреждении безизоляции от общества в условияхосуществления за ним надзора. Такоенаказание предусмотрено за порчу земли(до 3 лет); уничтожение критическихместообитаний для организмов, занесенныхв Красную книгу Российской Федерации(до 3 лет);

· арест.Он заключается в содержании осужденногов условиях строгой изоляции от общества.Предусматривается за загрязнение вод(до 3 месяцев); за загрязнение морскойсреды (до 4 месяцев);

·  лишениесвободы на определенный срок.

Источник: https://StudFiles.net/preview/5784852/page:32/

Уголовная ответственность за экологические преступления (2)

за экологические преступления

2.1 Понятие экологическогопреступления

Название главы 26 “Экологическиепреступления” УК РФ несомненноозначает, что все предусмотренные в нейсоставы преступлений являютсяэкологическими, то есть посягающими наокружающую среду. Вместе с тем, как и вУК РСФСР, законодатель не дает определенияэкологического преступления, предоставляяего разработку эколого-правовой науке.

Понятие экологическогопреступления необходимо для уяснениятрех основных вопросов:

1) только ли входящие в даннуюгруппу преступления являются экологическимиили они по тем или иным причинам могуттакже быть регламентированы в другихглавах Уголовного кодекса;

2) что общего имеется у экологическихпреступлений, какие юридическиепоследствия влечет признание преступлений(групп преступлений) экологическими;

3) является ли достаточно полными последовательным уголовно-правовоерегулирование поведения по отношениюк объектам окружающей среды?

Само понятие экологическогопреступления базируется на двух группахпредпосылок.

К первой относится опасностьантропогенного воздействия, причиняющеготакой ущерб окружающей среде, которыйможет подорвать условия существованиячеловека как вида, нарушить функционированиечеловеческого общества, привести кгенетическим изменениям и т.п.Ответственность за экологическиепреступления оказывается инструментомсамозащиты общества в целях выживания.

Вторая группа предпосылок -это установленные законом условиянаступления и реализации уголовнойответственности. Экологическиепреступления есть только вид, группапреступлений, предусмотренных УК РФ.

Поэтому описывающее их понятие отражаети учитывает специфику как социально иэкологически вредного поведения, таки общие черты преступления, то естьуголовно наказуемого деяния, вырабатываемогос учетом ст.14 УК РФ “Понятие преступления”и норм специального экологическогозаконодательства, в частности ст.

81 “Видыответственности за экологическиеправонарушения” Закона РФ “Обохране окружающей природной среды”1991 г. Указанная статья к экологическимправонарушениям относит виновныепротивоправные деяния, нарушающиеприродоохранительное законодательствои причиняющие вред окружающей природнойсреде и здоровью человека.

За их совершениедолжностные лица и граждане несутдисциплинарную, административную либоуголовную, гражданско-правовую,материальную, а предприятия, учреждения,организации – административную игражданско-правовую ответственностьв соответствии с настоящим Законом,иными законодательными актами РоссийскойФедерации и ее субъектов. При этом ст.

85того же Закона дает нормативноеопределение экологических преступленийкак общественно опасных деяний, посягающихна установленный в Российской Федерацииэкологический правопорядок, экологическуюбезопасность общества и причиняющихвред окружающей среде и здоровьючеловека.

В отечественной литературеуделялось достаточно пристальноевнимание разработке понятия “экологическоепреступление”. В работах П.С. Дагеля,Э.Н. Жевлакова, Ю.И. Ляпунова, В.Д. Пакутина,В.В. Петрова и других авторовхарактеризовались различные подходык нему, предлагались формулировки,описывались признаки6.

Многие разработанные положения былииспользованы при создании проектовУголовного кодекса, другие отвергнуты,некоторые вошли в научный оборот, нонапрямую не были использованызаконодателем, хотя и будут сказыватьсяна правоприменении.

В качестве рабочегообобщающего понятия, учитывающего какположения уголовно-правовой иэколого-правовой наук, так и законодательство,можно предложить следующее.

Экологическое преступление- это предусмотренное уголовным закономи запрещенное им под угрозой наказаниявиновное общественно опасное деяние(действие или бездействие), посягающеена окружающую среду и ее компоненты,рациональное использование и охранакоторых обеспечивают оптимальнуюжизнедеятельность человека, а также наэкологическую безопасность населенияи территорий, и состоящее в непосредственномпротивоправном использовании природныхобъектов (или в противоправном воздействиина них) как социальной ценности, приводящеек негативным изменениям состояния икачества окружающей среды.

Как видно из предлагаемогоопределения экологического преступления,экологическая безопасность в немприсутствует в качестве самостоятельногопредмета, что на наш взгляд, более точноотражает превалирующие тенденции вразвитии российского экологическогозаконодательства.

Негативное отношение рядаавторов к такому выделению вызываетособую озабоченность в связи с тем, чтоего высказывают, порой, признанныеавторитеты в области экологическогоправа. Например, М.М.

Бринчук делаетвывод об отсутствии оснований длявыделения обеспечения экологическойбезопасности в самостоятельноенаправление деятельности в сферевзаимодействия общества и природы и онекорректности выделения обеспеченияэкологической безопасности как предметасовместного ведения органов государственнойвласти Российской Федерации и органовгосударственной власти субъектовФедерации, наряду с природопользованиеми охраной окружающей среды в ст.72Конституции РФ.7. В данном случае, по нашему убеждению,никакой некорректности допущено небыло. Более того, мы расцениваем указанноевыделение экологической безопасностив качестве предмета совместного ведениякак прогрессивное явление, достойноедля подражания другими государствами,в первую очередь развивающимися.

Анализ содержания понятия”экологическое преступление”основывается на характеристике такихего черт, как экологичность, противоправностьи общественная опасность.

Экологичность (или отнесениек экологическим того или иногопреступления) связана с социальными иестественно-природными закономерностямивзаимодействия общества и человека сокружающей средой, отражает историческийуровень развития науки, технологий,масштабы потребления и производства;зависит от уровня научных представленийо механизмах и последствиях различноговида антропогенных воздействий, даетвозможность выделить данную группупреступлений как относительносамостоятельную в структуре иныхпротивоправных общественно опасныхдеяний.

Идентифицирующими признакамиэкологического преступления являются:освоение объектов окружающей среды (еекомпонентов, элементов, природныхресурсов) как операционного базисадеятельности, необходимого для поддержанияжизни, или иной (например, культурной,духовной) социальной ценности;направленность на такое использованиеокружающей среды или воздействие нанее, которое прямо запрещено уголовнымзаконом, непосредственное социальноосуждаемое изменение состояния, качестваили отдельных параметров окружающейсреды; нарушение конституционных правчеловека на благоприятную окружающуюсреду, достоверную информацию о еесостоянии.

Противоправность как юридическоевыражение общественной опасностиэкологических преступлений являетсясложнейшим правовым феноменом.Экологические преступления, за небольшимисключением, представляют собой сложныеакты человеческой деятельности,урегулированной правом в разной степени.

Как уже говорилось, сфера действияуголовно-правовых норм в УК РФ оченьширока, но это объективный процессотражения разнообразия охраняемыхправом объектов, видов и областейчеловеческой деятельности. В разномобъеме нормативный массив российскогозаконодательства устанавливает порядоки правила охраны окружающей среды.

Типичный пример: соотношение норм иуровень кодификации такого традиционногоинститута, как охрана животного мира,и института обращения с отходами,опасными химическими и биологическимивеществами. Второй пример: введениеквалифицирующего признака – совершениепреступления в зоне экологическогобедствия.

Таким образом, экологическиепреступления в большей степени, чеминые, завися от усмотрения законодателя,от уровня развития правовой культурыи юридической техники.

Правовая оценка этих деянийизменчива, а их фиксируемая общественнаяопасность не всегда воспринимаетсяобществом, властными структурами июристами однозначно.

Подавляющее большинстводиспозиций норм, устанавливающихответственность за экологическиепреступления, как отмечалось выше,являются бланкетными.

Законодатель,очень широко использует при формулированиисоставов оборот “нарушение правилохраны окружающей среды” и аналогичныевыражения.

Это означает необходимостьобращения к чрезвычайно обширному,сложному по структуре и используемойспециальной терминологии экологическогозаконодательства, которое в последниегоды развивается интенсивно и поразличным направлениям.

Общественная опасностьэкологических преступлений не сводитсяк сумме вредных единичных последствий,к сумме причиненного экологического иэкономического вреда, а также вредаздоровью людей, хотя эта составная частьобщественной опасности наиболее очевиднаи ощутима. Она имеет интегрированныекачественную и количественнуюхарактеристики.

Качественная характеристикаобщественной опасности определяетсяхарактером, экологической значимостьюсоциальных ценностей, которымпротивопоставляется данное противоправноеповедение, расхождением его сдействительными интересами и возможностямиобщества и человека, а также всемсодержанием экологически вредногоповедения (при обращении к составупреступления, то есть юридической моделиповедения, – всеми его признаками).

Таким образом, общественнаяопасность экологических преступленийсостоит в умалении экологическихинтересов общества, в частности внарушении права каждого на благоприятнуюокружающую среду, в причинении вредаздоровью, имуществу, природе, в подрывеуважения к правовым природоохранительными иным нормам, в снижении уровнябезопасности населения, экологическойдисциплины и т.п.

Количественная характеристикаобщественной опасности экологическихпреступлений выражается в ее степении учитывается законодателем как всанкциях, так и в содержании ответственностиза совершенное деяние.

Критериямиопределения степени общественнойопасности являются: размеры причиненноговреда (массовая гибель животных,существенное изменение радиоактивногофона, распространение эпидемий, эпизоотии,тяжкие последствия, существенный,значительный вред и т.д.

), наборразнообразных квалифицирующих признакови другие количественные параметрыумаления социальной ценности объектовокружающей среды.

Показателями общественнойопасности отдельных экологическихпреступлений новых для российскогоуголовного законодательства являютсякриминализация нарушения правил охраныокружающей среды при производстверабот, то есть при проектировании,размещении, строительстве, вводе вэксплуатацию и эксплуатации промышленныхи иных объектов (ст.246), а также нарушенияправил обращения экологически опасныхвеществ и отходов (радиоактивных,бактериологических и химических)(ст.247) была вызвана распространениемтакого рода опасного поведения, ростоммасштабов наносимого окружающей средеи здоровью людей вреда.

2.2 Принципы уголовнойответственности за экологическиепреступления

Что касается принципов уголовной ответственности за экологические

преступления, то Уголовным кодексом РФ предусматривается ряд принципов, которые имеют отношение кохране окружающей среды. Прежде всего,преступность деяния, его наказуемостьи иные уголовно-правовые последствиямогут определяться только в УК РФ. Это означает, что никакие другие законы, в том числе и об охране среды, не могут предусматривать уголовнойответственности помимо УК РФ.

Законодательством предусматриваютсязадачи УК РФ, и хотя их немного,

в них присутствуют экологическиецели.

Так, задачами УК РФ являются: охрана прав и свобод человека и гражданина (в том числе экологические),собственности (в том числе на природныересурсы), общественного порядка иобщественной безопасности (в том числе экологического правопорядка),окружающей среды, конституционногостроя Российской Федерации от преступныхпосягательств, обеспечение мира и безопасности человечества (например,путем установления уголовной ответственности за экоцид), а такжепредупреждение преступлений (в томчисле экологических).

Для обеспечения предупреждения и пресечения экологическихпреступлений немаловажное значение имеют принципы справедливостипривлечения к ответственности и применения наказания, означающиенеобходимость установления виновностилица в общественно опасных действиях(бездействии) и наступлении общественно опасных последствий. Объективноевменение, то есть уголовная ответственностьза невиновное причинение вреда, не допускается. Наказание должно быть справедливым: соответствовать характеруи степени общественной опасности преступления, обстоятельствам егосовершения и личности виновного.

Никто не может нести уголовнуюответственность дважды за одно и то же

преступление. Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего всепризнаки состава преступления, предусмотренного УК РФ. Уголовноезаконодательство должно обеспечивать безопасность человека.

Источник: https://works.doklad.ru/view/jk-SoPuus3E/3.html

Уголовная ответственность за экологические преступления

Уголовная ответственность за экологические преступления

В УК РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды.

От чистоты воды, воздуха, качества продуктов, которыми он питается, и, соответственно, от чистоты почвы в значительной степени зависит состояние здоровья человека, являющегося в соответствии с Конституцией РФ высшей ценностью.

Между тем деградация природы служит одним из существенных факторов сокращения продолжительности жизни мужчин в России в последние 25 лет с 71 года до 58 лет. На основании данных об уровнях загрязнения атмосферного воздуха в более чем 100 городах России выявлено, что наиболее многочисленная часть населения (15,4 млн.

человек) подвергается воздействию взвешенных веществ. По результатам расчетов риска смерти, проводимых Минздравом России, только от загрязнения атмосферного воздуха этими веществами число смертей равняется 21000, что составляет 7% ежегодных случаев смерти среди жителей этих городов .

Кто понес уголовную ответственность за это? Начиная с 1961 г. Уголовным кодексом предусматривалась ответственность за экологические преступления, в частности за загрязнение атмосферы.

Экологическое преступление – это предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям состояния окружающей среды, уничтожению, повреждению ее объектов .

Все составы преступлений, сформулированные в действующем Уголовном кодексе РФ, с точки зрения выполняемых ими функций, относящихся к природопользованию и охране окружающей среды, можно подразделить на три группы: специальные экологические составы, смежные, дополнительные.

Специальные экологические составы сформулированы в отдельной главе “Экологические преступления” (гл. 26). Уголовная ответственность наступает, в частности, за:

– нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246);

– нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247);

– загрязнение вод (ст. 250);

– загрязнение атмосферы (ст. 251);

– загрязнение морской среды (ст. 252);

– порчу земли (ст. 254);

– нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255);

– нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257);

– незаконную охоту (ст. 258);

– уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259);

– другие преступления.

К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах Кодекса, например, нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с животными (ст. 245); экоцид (ст. 358).

Смежными составами преступлений в области природопользования и охраны окружающей среды следует считать те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217) и др.

Некоторые составы, не являясь по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды.

К дополнительным следует отнести ряд преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293).

Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде.

За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний:

штраф. Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Его размер зависит от характера совершенного преступления. Минимальный размер штрафа – 40 тыс. рублей, максимальный – 500 тыс. рублей;

лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. Иногда установлен и срок действия данного наказания;

обязательные работы. Они заключаются в выполнении осужденным в свободное от основной работы или учебы время бесплатных общественно полезных работ, вид которых определяется органами местного самоуправления. Этот вид наказания предусмотрен, в частности, за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 240 часов);

исправительные работы. Отбываются по месту работы осужденного, при этом из его заработка производятся удержания в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (до 2 лет); за загрязнение атмосферы (до 1 года); за порчу земли (до 2 лет); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (до 2 лет);

ограничение свободы.

Оно заключается в содержании осужденного, достигшего к моменту вынесения судом приговора восемнадцатилетнего возраста, в специальном учреждении без изоляции от общества в условиях осуществления за ним надзора.

Такое наказание предусмотрено за порчу земли (до 2 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет);

арест. Он заключается в содержании осужденного в условиях строгой изоляции от общества. Предусматривается за загрязнение вод (до 3 месяцев); за загрязнение морской среды (до 4 месяцев);

лишение свободы на определенный срок.

Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в том числе за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (до 5 лет); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (от 3 до 8 лет); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (до 5 лет); загрязнение вод (до 5 лет); загрязнение атмосферы (до 5 лет); порчу земли (до 5 лет); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (до 3 лет); уничтожение или повреждение лесов (до 7 лет). Наиболее строгая уголовная ответственность предусмотрена за экоцид, т.е. массовое уничтожение растительного и животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу. Данное преступление наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет (ст. 358).

Субъективная сторона составов экологического преступления выражается, как правило, в форме косвенного умысла, когда лицо осознает нарушение им соответствующих правил, предвидит возможность наступления негативных для состояния окружающей среды или здоровья человека последствий и сознательно допускает их наступление либо относится к этому безразлично. В ряде статей, связанных главным образом с загрязнением окружающей среды, нарушением правил обращения с опасными веществами и отходами, вина выражается в форме неосторожности.

Оценивая практику применения уголовной ответственности за экологические преступления, специалисты отмечают ее низкую эффективность. Общее число зарегистрированных в стране преступлений сократилось в 2000 г. на 1,6%, но экологических – возросло на 19,4%.

В результате их удельный вес в общей структуре преступности увеличился с 0,3% в 1999 г. до 0,5 в 2000 г.

По-прежнему преобладает незаконная порубка деревьев (50,7%), незаконная добыча водных животных и растений (42,7%), незаконная охота (4,9%), которые в совокупности составляют 98,3% от числа всех экологических преступлений (в 1999 г. – 97,7%) .

Экологические правонарушения относятся в России к категории наиболее распространенных. Но при этом латентность экологических преступлений достигает 95 – 99% .

По оценкам директора НИИ проблем укрепления законности и правопорядка при Генеральной прокуратуре РФ, “в России сложилась парадоксальная ситуация: при нарастании экологического кризиса наблюдается атрофия и разбалансированность государственного контроля и управления, при росте числа правонарушений и злоупотреблений просматривается линия на затухание судебно-правового реагирования” .

Гражданско-правовая ответственность, дисциплинарная, материальная

Гражданско-правовая ответственность в сфере взаимодействия общества и природы заключается главным образом в возложении на правонарушителя обязанности возместить потерпевшей стороне имущественный или моральный вред, причиненный в результате нарушения правовых экологических требований.

Особенностью гражданско-правовой ответственности является то, что она может возлагаться на правонарушителя наряду с применением мер дисциплинарного, административного и уголовного воздействия, то есть совокупно. Специфической целью данного вида ответственности является компенсация причиненного экологическим правонарушением вреда.

Возмещение экологического вреда регулируется в основном ГК РФ, ГПК РФ, АПК РФ. Ряд важных касающихся этого положений содержится также в экологическом законодательстве, хотя и в нем дается отсылка к гражданскому законодательству.

Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в ст. 75 Федерального закона “Об охране окружающей среды”.

Основания дисциплинарной ответственности, круг субъектов и меры дисциплинарного наказания регулируются Трудовым кодексом РФ от 30 декабря 2001 г.

Она выражается в наложении работодателем на виновного работника дисциплинарного взыскания за неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него трудовых обязанностей, связанных с природопользованием и охраной окружающей среды.

Правонарушение может, к примеру, заключаться в неисполнении главным инженером предприятия требований должностной инструкции относительно эксплуатации промышленного оборудования. В отличие от уголовного и административного законодательства более или менее систематизированный перечень экологических дисциплинарных проступков здесь отсутствует .

Субъективной стороной дисциплинарного экологического проступка является, как правило, неосторожность.

В соответствии со статьей 192 Трудового кодекса РФ за совершение дисциплинарного проступка могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение.

Федеральными законами, уставами и положениями о дисциплине для отдельных категорий работников могут быть предусмотрены также и другие дисциплинарные взыскания.

Порядок наложения и снятия дисциплинарного взыскания урегулирован в трудовом законодательстве. До применения дисциплинарного взыскания работодатель должен затребовать от работника объяснение в письменной форме. В случае отказа работника дать указанное объяснение составляется соответствующий акт.

Отказ работника дать объяснение не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под расписку в течение трех рабочих дней со дня его издания. Дисциплинарное взыскание может быть обжаловано работником в государственные инспекции труда или органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров.

Если в течение года со дня применения дисциплинарного взыскания к работнику не будет применено новое дисциплинарное взыскание, то он считается не имеющим дисциплинарного взыскания.

Работодатель до истечения года со дня применения дисциплинарного взыскания имеет право снять его с работника по собственной инициативе, просьбе самого работника, ходатайству его непосредственного руководителя или представительного органа работников.

По требованию представительного органа работников к дисциплинарной ответственности может быть привлечен руководитель организации, его заместители.

Работодатель обязан рассмотреть заявление представительного органа работников о нарушении руководителем организации, его заместителями законов и иных нормативных правовых актов о труде, условий коллективного договора, соглашения и сообщить о результатах рассмотрения представительному органу работников.

В случае если факты нарушений подтвердились, работодатель обязан применить к руководителю организации, его заместителям дисциплинарное взыскание вплоть до увольнения.

Наложение дисциплинарного взыскания при наличии правовых оснований не исключает возможности применения к виновному работнику более строгих видов ответственности – административной, уголовной, гражданской.



Источник: https://infopedia.su/4x9a8.html

10. Юридическая ответственность за экологические правонарушения – 10.5. Уголовная ответственность за экологические правонарушения

Страница 5 из 5

10.5. Уголовная ответственность за экологические правонарушения

В действующем Уголовном кодексе РФ прямо сказано, что его задачей наряду с охраной прав и свобод человека и гражданина, собственности и общественного порядка является охрана окружающей среды. Определение преступления содержится в ст. 14 Уголовного кодекса РФ от 13.06.1996 г.

: (далее – УК РФ) «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Уголовная ответственность представляет собой самостоятельный вид юридической ответственности, заключающейся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного УК РФ.

К уголовной ответственности могут быть привлечены деликтоспособные физические лица только за те общественно опасные действия (бездействие) и наступившие общественно опасные последствия, в отношении которых установлена их вина (ст. 5 УК РФ). Уголовная ответственность начинается с момента вступления в силу обвинительного приговора суда и реализуется в отбытии наказания, назначенного судом.

В соответствии со ст. 8 УК РФ, основанием к наступлению уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки преступления, предусмотренного УК РФ. В литературе по экологическому праву встречаются различные определения экологического преступления. Так, В.В.

Петров считает экологическим преступлением виновное, общественно опасное деяние, посягающее на установленный в Российской Федерации экологический правопорядок, экологическую безопасность общества и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека. А.П.

Анисимов пишет, что «экологическими преступлениями являются виновные, общественно опасные, предусмотренные уголовным законом деяния, посягающие на конституционное право каждого человека на благоприятную окружающую среду и причиняющие вред природной среде (содержащие реальную угрозу его причинения)». По мнению О.Л.

Дубовик, экологическое преступление представляет собой предусмотренное уголовным законом и запрещенное им под угрозой наказания виновное общественно опасное деяние (действие или бездействие), посягающее на окружающую среду и ее компоненты, рациональное использование и охрана которых обеспечивает оптимальную жизнедеятельность человека, экологическую безопасность населения и территорий, состоящее в непосредственном противоправном использовании природных объектов (или в противоправном воздействии на их состояние) как социальной ценности, что приводит к негативным изменениям качества окружающей среды, уничтожению, повреждению объектов. Экологическим преступлениям посвящена гл. 26 Уголовного кодекса РФ, в которой сформулированы 17 составов экологических преступлений. Составы экологических преступлений, с точки зрения выполняемых ими функций, разделяют на три категории: специальные экологические составы, смежные и до- полнительные15. Специальными экологическими составами являются: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249); загрязнение вод (ст. 250); загрязнение атмосферы (ст. 251); загрязнение морской среды (ст. 252); нарушение законодательства Российской Федерации о континентальном шельфе и об исключительной экономической зоне Российской Федерации (ст. 253); порча земли (ст. 254); нарушение правил охраны и использования недр (ст. 255); незаконная добыча водных животных и растений (ст. 256); нарушение правил охраны рыбных запасов (ст. 257); незаконная охота (ст. 258); уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации (ст. 259); незаконная порубка деревьев и кустарников (ст. 260); уничтожение или повреждение лесов (ст. 261); нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст. 262). К специальным экологическим составам относится ряд составов, сформулированных в статьях, содержащихся в других главах УК РФ: нарушение правил безопасности на объектах атомной энергетики (ст. 215); сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237); жестокое обращение с животными (ст. 245); экоцид (ст. 358). Смежными составами экологических преступлений считают те из них, которые выполняют экологические функции лишь при определенных обстоятельствах объективного порядка: отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140); регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170); терроризм (ст. 205); нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216); нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах (ст. 217); нарушение правил учета, хранения, перевозки и использования взрывчатых, легковоспламеняющихся веществ и пиротехнических изделий (ст. 218); нарушение правил пожарной безопасности (ст. 219); незаконное обращение с радиоактивными материалами (ст. 220) и др. Ряд составов, не будучи по своей природе экологическими, при определенных обстоятельствах также могут быть использованы в целях охраны окружающей среды. К дополнительным составам относят некоторые преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293). Предусмотренные этими статьями преступления могут применяться напрямую к тем должностным лицам, которые своими действиями или бездействием способствовали причинению вреда окружающей среде. За совершение экологических преступлений УК РФ предусматривает следующие виды наказаний: – штраф; – лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; – исправительные работы; – обязательные работы; – ограничение свободы; – арест; – лишение свободы на определенный срок. Важное значение для судебной практики имеет Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения», в котором содержится разъяснение ряда вопросов, которые возникают при привлечении к уголовной ответственности за нарушение законодательства об охране окружающей среды. Например, в постановлении разъясняется понятие причинение вреда здоровью человека, которое содержится в ст. 246-248, 250-252 и 254 УК РФ. Причинение вреда здоровью человека выражается в расстройстве здоровья, временной или постоянной утрате трудоспособности, причинении тяжкого, средней тяжести или легкого вреда одному или нескольким лицам. Важное значение имеет определение содержания понятия существенный экологический вред. Это понятие характеризуется возникновением заболеваний и гибелью водных животных и растений, иных животных и растительности на берегах водных объектов, уничтожением рыбных запасов, мест нереста и нагула; массовой гибелью птиц и животных, в том числе водных, на определенной территории, при которой уровень смертности превышает среднестатистический в 3 раза и более; экологической ценностью поврежденной территории или утраченного природного объекта, уничтоженных животных и древесно-кустарниковой растительности; изменением радиоактивного фона до величин, представляющих опасность для здоровья и жизни человека, генетического фонда животных и растений; уровнем деградации земель и т.п. Относительно ст. 246 УК РФ Верховный Суд РФ отметил, что под иными тяжкими последствиями нарушения правил охраны окружающей среды при производстве работ следует понимать существенное ухудшение качества окружающей среды или состояния ее объектов, устранение которого требует длительного времени и больших финансовых и материальных затрат; уничтожение отдельных объектов; деградацию земель и иные негативные изменения окружающей среды, препятствующие ее сохранению и правомерному использованию. Применительно к ч. 1 ст. 247 УК РФ Верховный Суд РФ отметил, что создание угрозы причинения существенного вреда здоровью человека или окружающей среде подразумевает возникновение такой ситуации либо таких обстоятельств, которые повлекли бы предусмотренные законом вредные последствия, если бы не были прерваны вовремя принятыми мерами или иными обстоятельствами, не зависящими от воли причинителя вреда. Угроза при этом предполагает наличие конкретной опасности реального причинения вреда здоровью человека или окружающей среде. В Постановлении также отмечено, что в необходимых случаях в целях правильного разрешения вопросов, требующих специальных познаний в области экологии, по делу должны быть проведены соответствующие экспертизы с привлечением специалистов: экологов, санитарных врачей, зоологов, ихтиологов, охотоведов, почвоведов, лесоводов и др. Рассматривая дела, связанные с нарушением законодательства об охране природы, судам следует иметь в виду, что заранее обещанное приобретение добытой заведомо преступным путем продукции либо систематическое приобретение ее от одного и того же правонарушителя лицом, которое сознавало, что своими действиями дает возможность правонарушителю рассчитывать на содействие в сбыте этой продукции, должно квалифицироваться как соучастие в преступлении в форме пособничества. Верховный Суд РФ разъяснил также, что эксплуатация промышленных, сельскохозяйственных, коммунальных и других объектов с неисправными очистными сооружениями и устройствами, отключение очистных сооружений и устройств, нарушение правил транспортировки, хранения, использования минеральных удобрений и препаратов, совершение иных действий, повлекших загрязнение водоемов и водных источников и причинивших существенный вред животному или растительному миру, рыбным запасам, лесному или сельскому хозяйству, должны квалифицироваться по соответствующей части ст. 250 УК РФ. К уголовной ответственности по данной статье могут быть привлечены как должностные лица или лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, так и другие лица, совершившие это преступление. Внимание судов было обращено на то обстоятельство, что в случаях, когда виновным в совершении экологического преступления признается должностное лицо государственного предприятия, учреждения, организации или лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно должно нести ответственность по соответствующей статье за совершение экологического преступления, а при наличии в действиях признаков злоупотребления должностными полномочиями или полномочиями лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, оно также несет ответственность по ст. 285 и 201 УК РФ соответственно. Необходимо учитывать, что в ст. 256, 258 и 260 УК РФ специально предусматривается ответственность за преступления, совершенные с использованием служебного положения. Исходя из этого, содеянное следует квалифицировать только по указанным нормам об экологических преступлениях без совокупности со статьями, предусматривающими ответственность за должностные преступления, либо за злоупотребление полномочиями лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой и иной организации. При рассмотрении дел о незаконной охоте судам следует учитывать, что охотой признаются такие действия, как выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких птиц и зверей. Признаками незаконной охоты являются охота без соответствующего разрешения, либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами. При рассмотрении уголовных дел, возникших в связи с нарушением экологического законодательства, необходимо отграничивать экологические преступления от экологических проступков, т.е. виновных противоправных деяний, причиняющих вред окружающей природной среде и здоровью человека, за которые установлена административная ответственность. В случае возникновения трудностей в разграничении уголовно наказуемого деяния и административного проступка особое внимание следует уделять выяснению всех обстоятельств, характеризующих состав экологического правонарушения, последствий противоправного деяния, размера нанесенного вреда и причиненного ущерба. Например, разграничение уголовно наказуемой добычи водных животных и растений (ст. 256 УК РФ) и аналогичного административного проступка необходимо проводить по признакам наличия крупного ущерба, применения самоходного транспортного плавающего средства или взрывчатых и химических веществ, электротока либо иных способов массового истребления, а также по обстоятельствам места совершения деяния (места нереста или миграционные пути к ним, территории заповедника, заказника, зоны экологического бедствия или зоны чрезвычайной экологической ситуации).

Так, разграничение незаконной охоты, наказуемой в уголовном порядке (ст. 258 УК РФ), и административного проступка – нарушения правил охоты – следует производить по квалифицирующим признакам состава преступления: причинение крупного ущерба, применение механического транспортного средства или воздушного судна, взрывчатых веществ, газов и иных способов массового уничтожения птиц и зверей, а также если деяние совершено в отношении птиц и зверей, охота на которых полностью запрещена, либо на территории заповедника, заказника, либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение экологическому правонарушению. 2. Назовите виды юридической ответственности за экологические правонарушения. 3. Дайте характеристику административных правонарушений в области охраны окружающей среды. 4. В чем заключается гражданско-правовая ответственность за экологические правонарушения?

5. Назовите виды уголовных наказаний за экологические преступления.

Рекомендуемая литература

Основная литература

Источник: http://uristinfo.net/ekologicheskoe-pravo/229-ekologicheskoe-pravo-ag-netsvetaev/5785-juridicheskaja-otvetstvennost-za-ekologicheskie-pravonarushenija.html?start=4

Юрпомощь
Добавить комментарий