Полномочия районного суда

Районный суд – основное звено системы судов общей юрисдикции

Полномочия районного суда

В системе федеральных судов общей юрисдикции районный суд является основным звеном.

Это обусловлено прежде всего его широкой компетенцией по осуществлению правосудия, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется.

Он в пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда первой и второй (апелляционной) инстанции и осуществляет другие полномочия, предусмотренные законом.

Принципы его организации определены Конституцией РФ, Законами “О судоустройстве”, “О статусе судей” и другими21 .

Районный суд действует в каждом районе или городе, не имеющем районного деления. Районные суды создаются и упраздняются федеральным законом по представлению Верховного Суда РФ, основанному на предложении Судебного департамента.

Полномочия районного суда. Районный суд в настоящее время, будучи судом первой инстанции, рассматривает и разрешает уголовные, гражданские и административные дела по существу тех вопросов, которые в этих делах затронуты.

В качестве суда апелляционной инстанции районный суд наделен правом пересматривать приговоры (решения) и постановления мирового судьи по уголовным и гражданским делам, не вступившие в законную силу.

Ему подсудны почти все уголовные дела, кроме дел, отнесенных законом к ведению мировых судей, вышестоящих и военных судов; все гражданские дела, подведомственные судебным органам; дела об административных правонарушениях.

В районном суде дела рассматриваются судьей единолично.

Организуя исполнение приговоров по уголовным делам, районный суд решает ряд вопросов, связанных с реализацией наказания. В этой связи он рассматривает вопросы об условно-досрочном освобождении от наказания, замене наказания более мягким и т.д.

В связи с изменением уголовно-процессуального законодательства у судьи появилось полномочие, связанное с выдачей разрешения органам расследования на производство ряда процессуальных и следственных действий, ограничивающих конституционные права граждан: об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и продлении срока содержания под стражей; о помещении подозреваемого (обвиняемого) в медицинский или психиатрический стационар для производства судебно-медицинской или судебно-психиатрической экспертизы; о производстве обыска и выемки в жилище; о наложении ареста на корреспонденцию, ее осмотр и выемку; о контроле и записи телефонных переговоров и иных переговоров и ряда других процессуальных действий (ч. 1 ст. 29 УПК РФ).

Районный суд правомочен в ходе досудебного производства рассматривать жалобы на действия (бездействие) и решения прокурора, следователя, органа дознания и дознавателя, которые затрагивают права и интересы участников процесса (ст.ст. 29, 125 УПК РФ).

Возложен на районные суды и контроль за законностью и обоснованностью действий органов, занимающихся оперативно-розыскной деятельностью. В соответствии с ч. 2 ст.

8 Закона “Об оперативно-розыскной деятельности” “проведение оперативно-розыскных мероприятий, которые ограничивают конституционные права граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, передаваемых по сетям электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища, допускается на основании судебного решения”.

Основные права и обязанности судьи районного суда. Для выполнения своих задач по осуществлению правосудия и других функций судья обладает властными полномочиями, которые определяются в законодательном порядке.

Судья имеет право:

– требовать от должностных лиц и граждан исполнения распоряжений, связанных с осуществлением возложенных на них обязанностей;

– вносить представления в различные инстанции об устранении нарушений закона или причин и условий, способствовавших совершению правонарушений;

– запрашивать информацию от государственных и общественных органов, научных учреждений и информационных центров.

https://www.youtube.com/watch?v=eiXqZ3UAdPw

В то же время судьи несут определенные обязанности:

– при рассмотрении судебных дел точно исполнять требования законов;

– обеспечивать охрану прав и свобод граждан, их чести и достоинства, интересов общества, высокую культуру судебной деятельности;

– быть справедливыми и гуманными.

Состав районного суда. В состав районного суда входят все судьи данного суда. В соответствии с законом все судьи обладают единым статусом. Но это не исключает возможности и необходимости возложения на одного из них (если судей несколько) обязанностей по организации работы районного суда.

Такие обязанности возлагаются на председателя районного суда, который, как и другие судьи, председательствует в судебных заседаниях, а также назначает судей в качестве председательствующих в судебных заседаниях; ведет личный прием граждан и организует работу по приему граждан и рассмотрению предложений, заявлений и жалоб; руководит изучением и обобщением судебной практики и ведением судебной статистики; вносит представления в различные инстанции и должностным лицам об устранении нарушений закона, причин и условий, способствовавших совершению правонарушений; руководит работой аппарата суда; организует работу по повышению квалификации работников суда; осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством (ст. 26 Закона “О судоустройстве”).

В случае временного отсутствия (болезнь, отпуск и т.д.) председателя районного суда исполнение его обязанностей может быть возложено на заместителя председателя или одного из судей этого суда.

Организация работы районного суда. В зависимости от количества поступающих в районный суд дел, числа судей, их квалификации обязанности могут распределяться с учетом таких принципов, как:

– территориальный, когда определенный судья рассматривает все дела, возникшие на определенной территории;

– функциональный, когда один судья рассматривает гражданские, другой – уголовные, третий – административные дела и т.д.;

– территориально-функциональный, когда каждый судья рассматривает гражданские или уголовные либо административные дела, возникающие на определенной территории;

– персональный, когда каждый судья рассматривает гражданские дела по заявлениям или жалобам, поступившим во время личного приема населения и представителей организаций, а уголовные и административные дела – по поручению председателя суда.

Организационная сторона деятельности районного суда не ограничивается работой судей по рассмотрению поступающих в суд дел. Существенное влияние на отправление правосудия в районном суде оказывает аппарат, который включает администратора суда, судебных приставов, секретарей канцелярии, секретарей судебных заседаний, делопроизводителей, вспомогательный технический персонал.

В канцелярии суда ведутся книги учета поступающих в суд дел и заявлений, подлежащих рассмотрению в суде, организуется статистический учет рассмотренных дел, их хранение. Работники канцелярии учитывают и хранят вещественные доказательства, составляют описи законченных дел и сдают их в архив.

Основная обязанность секретарей судебного заседания – вести протокол по рассматриваемым делам во время судебного разбирательства. Кроме того, они обеспечивают вызов участников процесса.

Администратор районного суда подчиняется председателю соответствующего суда и выполняет его распоряжения. Администратор районного суда:

– принимает меры по организационному обеспечению деятельности суда, подготовке и проведению судебных заседаний;

– взаимодействует с адвокатурой, правоохранительными и другими государственными органами по вопросам обеспечения деятельности суда;

– принимает меры по обеспечению надлежащих материальных и бытовых условий для судей и работников аппарата суда;

– осуществляет иные меры по обеспечению деятельности суда.

Источник: http://3ys.ru/sudebnaya-vlast-v-rossijskoj-federatsii/rajonnyj-sud-osnovnoe-zveno-sistemy-sudov-obshchej-yurisdiktsii.html

открытая библиотека учебной информации

Районный суд – основное звено федеральных судов общей юрисдикции

Суды общей юрисдикции

В подсистеме федеральных судов общей юрисдикции районный суд считается основным звеном. Это обусловлено прежде всœего его широкой компетенцией как органа судебной власти, а также тем объемом работы, который фактически им выполняется.

Ежегодно федеральные суды общей юрисдикции всœех уровней рассматривают и соответствующим образом разрешают несколько миллионов уголовных и гражданских дел, дел об административных правонарушениях .

Из общей массы таких дел на долю гражданских судов основного звена приходится значительное большинство.

Οʜᴎ не рассматривают лишь те уголовные и гражданские дела, дела об административных правонарушениях, которые в соответствии с законом относятся к ведению других судов общей юрисдикции (краевых, областных, военных судов, мировых судей и т. п.) или арбитражных судов.

Им же приходится также принимать решения по многим вопросам, возникающим до и после судебного разбирательства уголовных дел, — при их возбуждении, в ходе расследования, проверки законности, обоснованности и справедливости приговоров, а также в процессе исполнения вступивших в законную силу приговоров.

На них также возложено рассмотрение жалоб, связанных с принятыми решениями по делам об административных правонарушениях — они призваны проверять законность и обоснованность наложения административных наказаний, как мировыми судьями, так и другими органами и должностными лицами (см. ст. 30.1 КоАП).

Суд этого уровня действует в каждом районе или иной аналогичной административно-территориальной единице, а равно в городе, не имеющем районного делœения. В районе (городе) создастся один суд, но возможно создание одного суда на район и город или на район и города, расположенные на территории данного района. Возможна организация межрайонных судов с учетом объема работы и других факторов.

Судебный надзор за деятельностью районных судов осуществляют верховные суды республик, краевые, областные суды, городские суды в городах федерального значения — Москве и Санкт-Петербурге, суды автономной области и автономных округов.

Районные суды уполномочены выполнять функции трех судебных инстанций — первой инстанции, второй (апелляционной) инстанции и инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в силу приговоров и иных судебных решений в случаях выявления новых или вновь открывшихся обстоятельств.

Главным и давно осуществляемым полномочием районного суда является разбирательство гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях, подведомственных судам общей юрисдикции, по первой инстанции, т. е.

, принятие решений по существу тех базовых вопросов, которые ставятся по конкретным делам (о виновности или невиновности лица, привлекаемого к ответственности, о применении или неприменении предусмотренного законом наказания (уголовного или административного), об обоснованности или необоснованности каких-то имущественных претензий и т. п.).

Полномочия второй (апелляционной) инстанции выполняются районными судами сравнительно недавно — с момента принятия законов от 7 августа 2000 ᴦ., внесших коррективы в УПК и ГПК.

В соответствии с этими коррективами районные суды получили возможность реально осуществлять контроль за законностью, обоснованностью и справедливостью приговоров и иных решений мировых судей, не вступивших, а иногда — и вступивших в законную силу.

Рассмотрение апелляционных жалоб и (или) представлений прокуроров осуществляется судьями районных судов единолично с соблюдением процедуры, во многом напоминающей ту, которая установлена для разбирательства дел по первой инстанции, в частности, с участием сторон, с возможностью повторного непосредственного исследования всœех или части доказательств, которые уже были рассмотрены мировым судьей, и т. п. В случае признания апелляционной жалобы или представления полностью или частично обоснованными районный судья выносит апелляционное решение или апелляционный приговор, которые заменяют решение или приговор мирового судьи. Апелляционное решение или апелляционный приговор до их вступления в законную силу бывают обжалованы в кассационном порядке в вышестоящий суд.

Функцию инстанции, проверяющей законность, обоснованность и справедливость вступивших в законную силу судебных решений с соблюдением процедуры, установленной для случаев выявления вновь открывшихся или новых обстоятельств, районные суды выполняют как по гражданским, так и по уголовным делам. По гражданским делам они, соблюдая такую процедуру, проверяют свои собственные решения (с 1980 ᴦ.), а по уголовным делам — приговоры мировых судей (с 1 июля 2002 ᴦ.).

С введением 1 июля 2002 ᴦ. нового УПК сфера судебного контроля за законностью и обоснованностью действий и решений органов, осуществляющих предварительное расследование уголовных дел, еще больше расширилась, а вместе с этим расширились и соответствующие полномочия районных судов.

На них возложено принятие решений по ходатайствам должностных лиц, расследующих уголовные дела, не только о продлении срока задержания или заключении под стражу обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, но и о производстве ряда следственных действий, которые могут ограничить конституционные права граждан (к примеру, осмотра и обыска в жилом помещении без разрешения лиц, проживающих в таких помещениях, контроля телœефонных переговоров, ареста имущества). Другими словами, им приходится делать многое из того, чем они до сравнительно недавнего времени не занимались. И данный участок работы составляет значительную долю того, чем призваны заниматься районные суды.

Гражданские дела составляют намного большую часть дел, отнесенных к ведению районных судов как судов первой инстанции. Фактически общее их количество превышает в 2—3 раза количество уголовных дел.

Условно их можно разделить на три группы:

— дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных, трудовых и земельных правоотношений;

— дела, возникающие из административно-правовых отношений;

— дела особого производства.

Наиболее распространенными гражданскими делами являются дела первой группы.

На рассмотрение районного суда они обычно попадают, если хотя бы одной из сторон возникшего спора является гражданин (при условии, что по установленным в законе признакам данное дело не должно попасть на рассмотрение какого-то другого суда, скажем, арбитражного, либо административного органа).

Сюда относятся, в частности, дела о возмещении имущественного ущерба, причинœенного гражданину или организации чьими-то противоправными (а в некоторых случаях и правомерными) действиями, о выплате денежной компенсации за причинœенный моральный вред, о восстановлении на работе, взыскании причитающегося вознаграждения за труд, дела о спорах, связанных с распространением сведений, порочащих кого-то, с использованием жилья или правом собственности на него, с получением наследства, с выплатой алиментов на содержание детей, супругов или родителœей, с авторством на какое-то художественное или иное произведение и т. д.

Весьма распространены дела по спорам, связанным с гражданско-правовыми сделками, в которые вступают граждане и организации в процессе реализации своих прав. Таковы договоры купли-продажи, жилищного найма, страхования, издательские договоры и многие другие.

Вместе с тем сделками признаются и некоторые действия одностороннего характера, совершаемые по воле одного лица (к примеру, дарение, завещание, принятие наследства или отказ от него). Каждый из видов сделки регулируется соответствующими правовыми нормами, определяющими условия ее заключения, права и обязанности сторон.

Закон гарантирует защиту прав участников сделки в судебном порядке.

Ко второй группе гражданских дел относятся дела по спорам, возникающим между гражданами и административными органами.

К примеру, человек не согласен с наложенным на него милицией штрафом или возражает против взыскания с него недоимки по государственному налогу, считая это противозаконным.

Такие дела принято называть делами, возникающими из административно-правовых отношений, и решаются они в районном суде.

Довольно часто в судах этого уровня рассматриваются и дела третьей группы — дела т. н. особого производства.

Это дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о признании гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильности записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные действия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъявителя.

Характерным признаком указанных дел, существенно отличающим их от других гражданских дел, является то, что при их рассмотрении суд разрешает не спор о праве, не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов (событий), с которыми закон связывает наступление определœенных правовых последствий.

Дела об административных правонарушениях до недавнего времени тоже составляли значительный удельный вес в общем объеме работы, выполняемой районными судами (им приходилось рассматривать ежегодно более чем по 2,5 млн. дел такого рода).

При этом в связи с введением в действие с 1 июля 2002 ᴦ. нового КоАП и значительной активизацией мировых судов положение существенно изменилось.

На долю районных судов теперь приходятся дела, по которым возможно применение такой меры наказания, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, либо по которым производилось административное расследование, а также возникающие там, где еще не удалось наладить деятельность мировых судей, дела об иных административных правонарушениях.

Вместе с тем, районные суды, став, как отмечено выше, второй инстанцией по отношению к мировым судам, приобрели еще и полномочие по проверке законности и обоснованности постановлений и определœений мировых судей по делам об административных правонарушениях. За ними сохранено также полномочие по контролю за решениями всœех других должностных лиц и органов, в том числе органов внутренних дел, по делам об административных правонарушениях.

При характеристике в целом полномочий районных судов крайне важно иметь в виду и то, что значительную часть их работы составляет обеспечение надлежащего исполнения своих приговоров по уголовным делам и постановлений по делам об административных правонарушениях, всœех решений по гражданским делам.

В связи с изучением полномочий районных судов важно также знать, что в соответствии с современным законодательством гражданские и уголовные дела по первой инстанции могут рассматриваться как судьями единолично, так и в коллегиальном составе — судом, состоящим из трех судей-профессионалов.

Источник: http://oplib.ru/random/view/623661

Вопрос 47. Районный суд: состав, порядок формирования и полномочия

Вопрос 47. Районный суд: состав, порядок формирования и полномочия

Районный суд —орган федеральной судебной власти, входящий в систему судов общей юрисдикции и занимающий положение второго звена этой системы (выше мировых судей, но ниже судов уровня субъекта РФ и Верховного Суда РФ).

Районный суд является основным звеном системы федеральных судов общей компетенции (юрисдикции). Он действует на территории судебного района, которая обычно совпадает с территорией административно-территориальной единицы.

В их ведении решения по многим вопросам как досудебного производства, так и послесудебного разбирательства дел. Объем выполняемых ими судебных действий свидетельствует, что районные суды – суды основного звена.

Решение об образовании районного (ему равного) суда в каждом случае принимается местной администрацией по представлению управления (отдела) судебного департамента и при участии судей субъекта РФ.

Районный суд состоит из профессионалов-судей, количество которых должно определяться нагрузкой на судей по разрешению дел.

Внутреннее устройство – структура районного суда как государственного учреждения обусловлена целями и задачами, стоящими перед ним.

При небольшом объеме работы в районный суд назначается один судья. Но в большинстве районных (им равных) судов работают несколько судей, один из которых является председателем суда.

Судьи районных (им равных) судов назначаются на должность Президентом РФ по представлению Председателя ВС РФ с учетом законодательного (представительного) собрания соответствующего субъекта РФ.

Судьи районных судов впервые назначаются сроком на три года, по истечении которого они могут быть избраны в том же порядке без ограничения срока их полномочий.

Предельный возраст пребывания в должности судьи – 65 лет.

Председатели, заместители председателей районных судов назначаются на должность Президентом РФ сроком на шесть лет по представлению Председателя ВС РФ при наличии положительного заключения соответствующей квалификационной коллегии судей субъектов РФ.

Полномочия районного суда:

1. осуществление правосудия при разбирательстве по первой и апелляционной инстанции гражданских, уголовных дел и дел об административных правонарушениях. Рассмотрение дел в районном суде по первой инстанции осуществляется единолично или коллегиально. Рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется судьей районного суда единолично;

2. рассмотрение всех гражданских дел, за исключением дел, подсудных военным судам и иным специализированным судам, судам среднего звена и Верховному Суду рФ;

3. рассмотрение большей части уголовных дел, за исключением отнесенных к подсудности мирового судьи, судов среднего звена и ВС РФ;

4. контроль за действиями органов, занимающихся выявлением и раскрытием преступлений;

5. обращение к исполнению вынесенных решений по гражданским делам, приговоров по уголовным делам в части, касающейся удовлетворения гражданских исков и конфискации имущества;

6. обращение к исполнению вынесенных приговоров, которые вступили в законную силу.

Районные суды функционируют в настоящее время как суды первой инстанции, но законодательство предусматривает возможность их работы в качестве суда второй (апелляционной) инстанции.

Вопрос 48. Решения Конституционного суда РФ; их виды, порядок принятия и юридическое значение.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

В целях осуществления конституционного контроля за соответствием Конституции РФ правовых актов различных органов государственной власти РФ и субъектов РФ Конституционный Суд РФ вправе по вопросам своей компетенции выносить постановления по делам о толковании статей Конституции РФ.

Конституционный Суд РФ является единственным источником официального толкования Конституции РФ и иных федеральных законов РФ. Именно он принимает акты (постановления Конституционного Суда РФ), подлежащие применению на территории всей России, разъясняющие конституционные нормы и иные нормативные акты органов государственной власти РФ и ее субъектов.

Решения Конституционного Суда РФ, чтобы они обладали перечисленными свойствами (обязательными, правомочными), должны быть приняты в установленном законом порядке, т. е. решение Конституционного Суда РФ считается принятым, если на заседании присутствовало не менее от общего числа судей Конституционного Суда РФ и за решение проало большинство от числа присутствующих судей.

Конституционный Суд РФ выносит свои определения на основании запросов, которые должны содержать информацию о фактическом деле, по которому применялся проверяемый акт и обстоятельства, в результате которых возникли сомнения в соответствии этого акта Конституции РФ.

В этом случае Конституционный Суд РФ разрешает исключительно вопросы права, т. е. акты Конституционного Суда РФ не устанавливают фактическую сторону по запросам, а только соответствие нормативных актов, использованных в конкретном деле, нормам Конституции РФ.

Постановления Конституционного Суда РФ могут содержать 2 вида решения:

1. нормативный акт соответствует полностью или в части Конституции РФ;

2. нормативный акт не соответствует полностью или в части Конституции РФ.

В этих случаях правовые последствия для этих нормативных актов различны.

В первом случае проверяемый акт в соответствии с решением Конституционного Суда РФ остается действующим полностью или в части, не противоречащей Конституции РФ, а значит, подлежит в соответствующей части применению судами и иными субъектами правоотношений на всей территории РФ либо отдельного субъекта РФ (если проверке подвергался нормативный акт органов государственной власти субъектов РФ), т. е. вынесенное решение суда (либо правовой акт, вынесенный органами власти) признается правомерным, а его правовые последствия обязательными для заинтересованных лиц.

В случае же, если проверяемый нормативный акт (или его отдельные положения) признан Конституционным Судом РФ не соответствующим Конституции РФ (неконституционным), то в соответствующей части (либо полностью) он утрачивает юридическую силу и не подлежит применению, а, соответственно, юридические последствия, порождаемые этим актом, должны быть отменены и восстановлено первоначальное положение заинтересованных сторон.

Только Конституционный Суд РФ имеет право отменять действие законов и подзаконных актов органов власти РФ и субъектов РФ по причине их несоответствия Конституции РФ и тем самым осуществлять конституционный контроль за исполнением законодательства и правомерностью вынесения решений органами власти на федеральном и региональном уровнях.

Источник: https://megaobuchalka.ru/7/39780.html

§ 3. Полномочия районного суда

Главным полномочием районного суда является разбиратель­ство гражданских, уголовных и некоторых иных дел по первой ин­станции, т.е.

, как отмечено выше, принятие решений по существу тех основных вопросов, которые ставятся по конкретным делам (о виновности или невиновности лица, привлекаемого к уголовной от­ветственности, о применении или неприменении предусмотренного законом наказания, о доказанности или недоказанности каких-то имущественных претензий и т.п.).

Но сравнительно недавно на него возложены и некоторые дру­гие полномочия.

В частности, он стал проверять при определенных условиях законность и обоснованность (по вновь открывшимся об­стоятельствам) своих собственных решений по гражданским делам, а по Закону о судебной системе должен начать осуществлять про­верку приговоров и иных решений мировых судей, которые станут реально функционировать после принятия Закона о мировых судьях.

Из числа уголовных дел ему подсудны почти все дела, кроме дел, к примеру, об умышленных убийствах при обстоятельствах, отягча­ющих вину лиц, привлекаемых к ответственности, о приведших к тяжким последствиям похищениях людей и захвате заложников, участии в незаконных вооруженных формированиях, о посягатель­ствах на государственную власть, о преступлениях, наказуемых

§ 3. Полномочия районного суда 97

смертной казнью, и ряда других дел, отнесенных законом к ведению вышестоящих или военных судов. Кроме того, уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено на­казание, не превышающее двух лет лишения свободы, относятся к компетенции мировых судей (там, где они реально существуют).

К компетенции районного суда отнесено также разбирательство вопросов, которые возникают при производстве по уголовным делам как бы “попутно”.

В последние годы на суды этого уровня, как уже отмечалось выше, во все возрастающих масштабах возлагается раз­бирательство жалоб на незаконные и необоснованные задержания по подозрению в совершении преступлений, аресты, продление их сроков, прекращение органами расследования и прокурорами уго­ловных дел, а также некоторые иные действия, совершаемые при расследовании такого рода дел.

В соответствии с предписаниями Конституции РФ все суды, в том числе районные, стали играть ак­тивную роль и при принятии решений правоохранительными орга­нами о производстве следственных и иных действий (именуемых оперативно-розыскными — о них речь пойдет ниже, в § 2 гл.

XVI учебника), которые могут повлечь за собой нарушение некоторых важных конституционных прав граждан (к примеру, таких действий, как прослушивание телефонных разговоров, выемка и просмотр почтовой корреспонденции, проникновение в жилище помимо воли проживающих там лиц и пр.). Другими словами, им приходится де­лать многое из того, чем они до сравнительно недавнего времени не занимались.

Значительную часть всех дел и материалов, рассматриваемых районными судами, составляют гражданские дела. Чтобы иметь пред­ставление о том, какие конкретно дела относятся к ним, нужно по­пытаться сгруппировать их по каким-то объединяющим признакам. Условно таких групп можно образовать три:

дела по спорам, возникающим из гражданских, семейных,

трудовых и земельных правоотношений;

дела, возникающие из административно-правовых отношений;

дела особого производства.

Наиболее распространенными гражданскими делами являют­ся дела первой группы.

На рассмотрение районного суда они обыч­но попадают, если хотя бы одной из сторон возникшего спора явля­ется гражданин (при условии, что по установленным в законе при­знакам данное дело не должно попасть на рассмотрение какого-то другого суда, скажем, арбитражного, либо административного орга­на).

Сюда относятся, в частности, дела о возмещении имуществен­ного ущерба, причиненного гражданину или организации чьими-то противоправными (а в некоторых случаях и правомерными) действи­ями, о выплате денежной компенсации за причиненный моральный вред, о восстановлении на работе, взыскании причитающегося воз­награждения за труд, дела о спорах, связанных с распространени-

98

Глава V. Основное звено гражданских судов общей юрисдикции

ем сведений, порочащих кого-то, с использованием жилья или пра­вом собственности на него, с получением наследства, с выплатой алиментов на содержание детей, супругов или родителей, с автор­ством на какое-то художественное или иное произведение и т.д.

Весьма распространены дела по спорам, связанным с граждан­ско-правовыми сделками, в которые вступают граждане и органи­зации в процессе реализации своих прав. Таковы договоры купли-продажи, жилищного найма, страхования, издательские договоры и многие другие.

Вместе с тем сделками признаются и некоторые дей­ствия одностороннего характера, совершаемые по воле одного лица (например, дарение, завещание, принятие наследства или отказ от него). Каждый из видов сделки регулируется соответствующими правовыми нормами, определяющими условия ее заключения, пра­ва и обязанности сторон.

Закон гарантирует защиту прав участни­ков сделки в судебном порядке.

Довольно часто в судах этого уровня рассматриваются и дела так называемого особого производства.

Это дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение; о признании гражданина безвестно отсутствующим и об объявлении его умершим; о призна­нии гражданина ограниченно дееспособным или недееспособным; о признании имущества бесхозяйным; об установлении неправильно­сти записей в книгах актов гражданского состояния; по жалобам на действия нотариусов и органов, выполняющих нотариальные дей­ствия; о восстановлении прав по утраченным документам на предъя­вителя.

Характерным признаком указанных дел, существенно отлича­ющим их от других гражданских дел, является то, что при их рас­смотрении суд разрешает не спор о праве, не претензии одних лиц к другим, а только вопрос об установлении тех или иных фактов (событий), с которыми закон связывает наступление определенных правовых последствий.

В жизни встречаются случаи, когда спор возникает между граж­данином и административным органом. Например, человек не согла­сен с наложенным на него милицией штрафом или возражает про­тив взыскания с него недоимки по государственному налогу, считая это противозаконным. Такие дела принято называть делами, возни­кающими из административно-правовых отношений, и решаются они в районном суде.

Районный суд вправе рассматривать дела, возникающие на основании упоминавшегося выше Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан” от 27 апреля 1993 г.

Каждый гражданин вправе обратиться с жалобой в суд, если считает, что неправомерными действиями (решениями) государственных органов, органов местного самоуправления, учреж­дений, предприятий и их объединений, общественных объединений или должностных лиц нарушены его права и свободы. Жалоба по-

§ 3. Полномочия районного суда           99

дается непосредственно в суд по месту жительства жалобщика либо в суд по месту нахождения органа, объединения, должностного лица и рассматривается в порядке гражданского судопроизводства.

Кроме осуществления правосудия по уголовным и гражданским делам народный суд разбирает, как указывалось выше (см. § 1 гл. IV учебника) многочисленные материалы об административных пра­вонарушениях (в целом их число ежегодно составляет более двух миллионов). Такие материалы судьи рассматривают единолично.

Значительную часть работы районных судов составляет и то, что они делают в связи с обеспечением надлежащего исполнения своих приговоров, всех решений по гражданским делам и по материалам об административных правонарушениях.

Они рассматривают, к при­меру, вопросы, возникающие при обращении к исполнению и в ходе исполнения приговоров по уголовным делам (об условно досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене колонии с одним режимом содержания на колонию с другим режимом, об освобожде­нии от отбывания наказания по болезни или инвалидности, о снятии судимости, о замене наказания более мягким и т.д.).

При оценке сказанного о компетенции районных судов, связан­ной с разбирательством гражданских дел, нужно учитывать, что со временем из этих судов в ведение мировых судей перейдет сравни­тельно широкий круг дел и вопросов — о выдаче судебных прика­зов; расторжении брака, если между супругами отсутствует спор о детях; разделе между супругами совместно нажитого имущества; иных спорах, возникающих из семейно-правовых отношений, за исключением дел об оспаривании отцовства (материнства), установ­лении отцовства, лишении родительских прав, усыновлении (удоче­рении) ребенка; имущественных спорах при цене иска, не превыша­ющей пятисот минимальных размеров оплаты труда, установленных законом на момент подачи заявления; спорах, возникающих из тру­довых отношений, за исключением споров, связанных с восстанов­лением на работе; об установлении порядка пользования земельными участками, строениями и другим недвижимым имуществом.

Как уже говорилось выше (см. § 6 гл. IV), современное законо­дательство изменило состав суда, рассматривающего гражданское или уголовное дело по первой инстанции.

В районном суде эти дела рассматриваются как судьей единолично, так и судом в составе су­дьи-профессионала (председательствующего в данном судебном про­цессе) и двух народных заседателей. Народные заседатели в этом случае (см. § 15 гл.

IV учебника) пользуются всеми правами судьи. Они равны с председательствующим в судебном заседании при реше­нии вопросов, возникающих в ходе рассмотрении дела, и при поста­новлении приговора или вынесении решения.

Законом (УПК) предус­мотрен достаточно широкий круг дел, которые может рассматривать судья единолично: это все подсудные районным судам дела о пре­ступлениях лиц, достигших совершеннолетия, за которые может

100

Глава V. Основное звено гражданских судов общей юрисдикции

быть назначено наказание не более строгое, чем пять лет лишения свободы.

Что касается единоличного рассмотрения гражданских дел, то для него установлены несколько иные правила. Закон (ГПК) дает довольно обширный перечень случаев, когда судья должен разбирать дело единолично. К ним отнесены случаи, когда разбирательству подлежат:

споры между гражданами и организациями при цене иска до

30 минимальных размеров оплаты труда, существующего на момент

подачи искового заявления в суд;

дела, возникающие из семейных правоотношений, за исклю­

чением дел о лишении родительских прав, об отмене усыновления,

об установлении отцовства, а также дел о разводах, связанных со спо­

рами о детях;

дела, возникающие из трудовых правоотношений, за исклю­

чением дел о восстановлении на работе;

иски об освобождении имущества от ареста — независимо от

суммы иска.

Установленный уголовно-процессуальным и гражданским про­цессуальным законодательством порядок единоличного рассмотре­ния дел в районных судах ничем не отличается от порядка рассмот­рения, осуществляемого судьей с двумя народными заседателями.

Действующее законодательство достаточно детально регламен­тирует разбирательство практически всех дел, рассматриваемых районными судами.

Подробные сведения об этом будут даны при изучении других предметов, включаемых в учебные планы юриди­ческих вузов — гражданского процесса, уголовного процесса и ад­министративного права (в рамках данного предмета усваивается порядок разбирательства материалов об административных право­нарушениях, установленный КоАП и другими законодательными актами).

Для общей ориентировки здесь достаточно отметить лишь некоторые положения процессуального законодательства, с помощью которых обеспечивается законное, обоснованное и справедливое раз­бирательство дел и материалов.

Для примера среди таких положений можно было бы отметить хотя бы то, что все вопросы, рассматриваемые судом, как правило, решаются в присутствии и при активном участии подсудимых, ис­тцов и ответчиков с предоставлением им необходимых прав. Они участвуют в исследовании всех материалов, имеющихся в деле, дают объяснения, представляют доказательства, заявляют ходатайства.

Как приговор по уголовному, так и решение по гражданскому делу выносятся лишь на основе тех фактов и обстоятельств, кото­рые были предметом судебного разбирательства и с бесспорностью установлены в заседании суда.

Чтобы оградить судей от посторонних влияний, закон преду­сматривает особый порядок совещания судей и вынесения пригово-

§ 4. Основные права и обязанности судей и народных заседателей      101

ра или решения по делу. Для этого судьи удаляются в совещатель­ную комнату, где не может находиться никто, кроме судей, входя­щих в состав суда по данному делу. Нарушение этого правила (тай­ны совещания судей) влечет безусловную отмену приговора или решения.

В наши дни активно идет процесс формирования порядка раз­бирательства упомянутых выше вопросов, которые суды стали рас­сматривать попутно или параллельно с основными вопросами, воз­никающими по уголовным делам. И это делается не произвольно, а с соблюдением определенных правил.

Например, жалобы граждан, привлекаемых к уголовной ответственности, их защитников или за­конных представителей на незаконные или необоснованные аресты или продления их сроков должны рассматриваться, как правило, в районных судах по месту содержания под стражей.

Подаются они непосредственно судье либо через должностное лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или администрацию учреждения, где содержится арестованный.

Проверка должна быть завершена не более чем в трехдневный срок со дня получения жалобы и матери­алов, послуживших основанием для заключения под стражу в ка­честве меры пресечения.

Судебная проверка производится в закрытом заседании с уча­стием прокурора, защитника и законного представителя лица, на­ходящегося под стражей. Судья вызывает в заседание находящего­ся под стражей. В результате судебной проверки судья либо осво­бождает подавшего жалобу из-под стражи, либо оставляет жалобу без удовлетворения.

Источник: http://www.adhdportal.com/book_2728_chapter_38__3._Polnomochija_rajjonnogo_suda.html

Юрпомощь
Добавить комментарий