Особенности трудоустройства в российской федерации

1.1 Понятие занятости и трудоустройства в рф

Особенности трудоустройства в Российской Федерации

Проблемазанятости трудоспособного населениярассматривается во всем мире как однаиз наиболее приоритетных, посколькуона непосредственно связана в первуюочередь с перспективами социальнойстабильности государства.

Вместе с темсложность и динамизм происходящихизменений требуют детального анализасостояния и тенденций занятости,разработки и принятия адекватных мерпо регулированию и обеспечению занятостинаселения.

Закон о занятости в первойглаве «Общие положения» дает определенияважнейших понятий в сфере занятости, атакже участвующих в этой сфересубъектов.

Под занятостью понимаетсядеятельность граждан, связанная судовлетворением личных и общественныхпотребностей, не противоречащаязаконодательству РФ и приносящая им,как правило, заработок, трудовой доход.При этом гражданам принадлежитисключительное право распоряжатьсясвоими способностями к производительному,творческому труду.

Принуждение к трудув какой-либо форме (физической,психологической, нравственной) недопускается, если иное не предусмотренозаконом. Как видно из этой статьи, любаядеятельность граждан, связанная судовлетворением личных и общественныхпотребностей и не противоречащаязаконодательству, признается легальнойзанятостью.

Между тем можно предположить,что деятельность граждан, осуществляемаяс нарушением действующего законодательстваили прямо ему противоречащая, можетбыть охарактеризована как занятостьнезаконная или нелегальная.1Незанятостьграждан не может служить основаниемдля привлечения их к административнойи иной ответственности. К числу занятыхдействующее законодательство (ст. 2Закона о занятости) относит следующихграждан:

а)работающих по трудовому договору(контракту), в том числе выполняющихработу за вознаграждение на условияхполного либо неполного рабочего времени,а также имеющих иную оплачиваемую работу(службу), включая сезонные, временныеработы;

б)зарегистрированные в качествеиндивидуальных предпринимателей;

в)занятых в подсобных промыслах иреализующих продукцию по договорам;

г)выполняющих работы по гражданско-правовымдоговорам (договор подряда), а такжечлены производственных кооперативов(артелей);

д)избранных, назначенных или утвержденныхна оплачиваемую должность;

е)проходящих военную службу, а такжеслужбу в органах внутренних дел;

ж)проходящих очный курс обучения вобщеобразовательных учреждениях,учреждениях начального профессионального,среднего профессионального и высшегопрофессионального образования и другихобразовательных учреждениях, включаяобучение по направлению федеральнойгосударственной службы занятости;

з)временно отсутствующих на рабочем местев связи с нетрудоспособностью, отпуском,переподготовкой, повышением квалификации,приостановкой производства, вызваннойзабастовкой или иными причинами.

и)являющиеся учредителями (участниками)организаций, за исключением учредителей(участников) общественных и религиозныхорганизаций (объединений), благотворительныхи иных фондов, объединений юридическихлиц (ассоциаций и союзов), которые неимеют имущественных прав в отношенииэтих организаций.2

Средиправ, составляющих содержание правовогостатуса гражданина в сфере занятости,важнейшим следует признать их право навыбор места работы.

Это свое правограждане реализуют путем прямогообращения к работодателю – организации,обладающей правами юридического лица,либо физическому лицу, занимающемусяпредпринимательством или нуждающемусяв обслуживании личного потребительскогохозяйства. По обоюдному согласию сторонзаключается трудовой договор.

Нарядус этим право на выбор места работы можетбыть реализовано путем бесплатногопосредничества органов службы занятостиили с помощью других организаций посодействию в трудоустройстве населения(п. 1 ст. 8 Закон о занятости).3

Приэтом важно подчеркнуть, что несовершеннолетниев возрасте от 14 до 18 лет также имеютправо на бесплатную консультацию ибесплатное получение информации ворганах службы занятости в целях выборапрофессии и возможности профессиональногообучения. Граждане имеют также правона бесплатные профессиональнуюподготовку, переподготовку и повышениеквалификации по направлению органовслужбы занятости.4

Помнению профессора О.В. Смирнова, с цельюэффективной занятости было бы целесообразноставить на учет в службе занятости итех трудоспособных граждан, которыеимеют работу, но не удовлетвореныхарактером или условиями труда и намеренысменить место работы. Это придало быорганизованный характер стихийномудвижению рабочей силы.

Впервыев нашем законодательстве легализуетсяправо граждан на профессиональнуюдеятельность в период их пребывания заграницей, а также право на самостоятельныйпоиск работы и трудоустройства заграницей. Для этого заключаютсямежгосударственные соглашения,предусматривающие численностьмиграционных потоков, их квалификационныйсостав, срок и условия найма.

Еслиучесть возможность свободного выезданаших граждан и благоприятные условиянайма и оплаты труда за границей, томожно предвидеть, какое противоречивоезначение может иметь зарубежная миграцияв нашей стране.

Это учитывается, вчастности, Федеральной целевой программойсодействия занятости населения РФ,которая предусматривает совершенствованиеправового механизма миграционных ииммиграционных потоков с цельюосуществления трудовой деятельности.

Основныеправа трудящихся-мигрантов закрепляютсяи в международно-правовых актах, вчастности, в Конвенции МОТ №97 «Отрудящихся мигрантах» (1949г.), №143 «Озлоупотреблениях в области миграции иобеспечении трудящимся мигрантамравенства и обращения» (1975г.), № 157 «Обустановлении международной системысохранения прав в области социальногообеспечения» (1982 г.) и др.

Также стоит учитывать, что законодательствоРФ о занятости населения распространяетсяне только на граждан России, но и наиностранных граждан, а также на лиц безгражданства, если иное не предусмотренофедеральными законами или международнымидоговорами.

Государствоже наряду с органами службы занятостинаселения и работодателями, играетактивную роль, осуществляя политику вобласти занятости населения. При этомважно подчеркнуть, что государствопроводит политику содействия реализацииправ, нацеленную на полную, продуктивнуюи свободно избранную занятость.

Трудоустройствовыступает в качестве важнейшего способасодействия занятости и относится кмероприятиям по активной политикезанятости.

Вюридической литературе встречаютсяразные подходы к определению ролитрудоустройства. Так, О.М. Медведевотмечает, что трудоустройство являетсяодной из организационно-правовых формобеспечения занятости.

Последниеопределяются как установленныегосударством организационные и правовыеприемы и средства, которые способствуютгражданам получить возможность трудитьсяв избранной сфере деятельности согласнопризванию, способностям, образованию,выполнять определенную работу на периодвременной незанятости, а также необходимуюпрофессиональную подготовку для этого.

Однимиз признаков трудоустройства являетсяучастие в нем посреднических органов(как государственных, так и негосударственных).

Всовременных условиях, когда проблемабезработицы обостряется и, как следствие,возрастает необходимость государственногорегулирования рынка труда, трудоустройствонаправлено, прежде всего, на обеспечениерационального использования трудовыхресурсов также с учетом интересовосновных субъектов на рынке труда -работников и работодателей, а такжегосударства.

Трудоустройство-этосистема организационно-правовых мер,осуществляемых государством в целяхобеспечения трудовой занятости населения.Трудоустраиваемым, по общему правилу,является физическое лицо, котороеобращается в орган по трудоустройствус целью получения содействия в подысканииподходящей работы и устройстве на нее.

Основную группу трудоустраиваемыхсоставляют граждане РФ. В качестветрудоустраиваемых могут выступать ииностранные граждане, а также лица безгражданства (ст.6 Закона о занятости).

Вместе с тем законодательство о занятостизакрепляет принцип приоритета гражданРФ при занятии вакантных рабочих мест,что выражается в существовании особыхправил привлечения иностранной рабочейсилы на территории РФ.5

Правоотношениямежду трудоустраиваемым гражданиноми трудоустраивающим органом устанавливаютсяна основании обращения гражданина вуказанный орган в целях получениясодействия в поиске походящей работыи устройства на нее.

Современная правоваяорганизация трудоустройства в РФотличается тем, что основная рольотводится органам государственнойслужбы занятости. Последние обязаныпринят заявление гражданина, осуществитьего регистрацию и оказать услуги поподысканию для него подходящей работы.

Данные органы осуществляют также учетпрофессиональной квалификациибезработных, содействие в профориентации,переобучении и переподготовке; выдаютнаправления трудоустраиваемым гражданамна подходящие вакантные рабочие местав конкретную организацию; предлагаютварианты самостоятельного поискаработы, оказывают иные услуги.

Органтрудоустройства обязан зарегистрироватьобратившегося с заявлением гражданина,оказать ему содействие в полученииподходящей работы или приобретенииспециальности.

Притязания гражданинана трудоустройство не могут бытьконкретными в отношении места будущейработы, поскольку орган трудоустройстване берет на себя обязательств поустройству на работу в определеннуюорганизацию. Его задача – подыскатьработу, подходящую главным образом поспециальности и квалификации с учетомспособностей гражданина.

Срокитрудоустройства законом не установлены.Трудоустройство длится, как правило,до тех пор, пока гражданин не будетустроен на работу или на производственноеобучение. Исходя из принципа свободытруда, правоотношения с органомтрудоустройства всегда могут бытьпрекращены по инициативе гражданина.

Он вправе отказаться от услуг в устройствена работу, как до получения направления,так и после получения, посколькунаправление не создает каких-либоправовых последствий для трудоустраиваемого.Оно порождает обязанность лишь дляработодателя, которому адресованоорганом трудоустройства.

Органытрудоустройства, находящиеся в веденииФедеральной государственной службызанятости, призваны выполнятьпосреднические функции, и они, какправило, не обладают административно-правовымиполномочиями по отношению к работодателю.

Однако Закон о занятости населенияпредусмотрел право местных органовгосударственной власти устанавливатьдля работодателей определенное количестворабочих мест (квоту) для приема на работуинвалидов, отдельных категорий населения(выпускников общеобразовательныхучреждений, лиц, освобожденных из местлишения свободы, и т.п.).

Прежде всего,обязательным для работодателя будетнаправление на трудоустройство лиц всчет квоты рабочих мест. Квота представляетсобой минимальное количество лиц,подлежащих трудоустройству работодателем,которое устанавливается в процентномотношении к общему числу рабочих мест.

Такие квоты устанавливаются для лиц,нуждающихся в особой социальной защитеи прежде всего имеющих ограничения втрудоспособности. Например, квотированиерабочих мест для инвалидов прямопредусмотрено ФЗ от 24 ноября 1995 г. «Осоциальной защите инвалидов в РФ».Согласно ст.

21 этого закона организациям,численность работников в которыхсоставляет более 100 человек, устанавливаетсяквота для приема на работу инвалидов впроцентах к среднесписочной численностиработников (но не менее 2 и не более 4 %).Выполнение таких квот обеспечиваетсяэкономическими санкциями.

Так, в случаеневыполнения установленной квоты дляприема на работу инвалидов, работодателиежемесячно должны перечислять в бюджетысубъекта Федерации обязательную платуза каждого нетрудоустроенного инвалидав пределах установленной квоты.

Актнаправления на работу, принятый органомтрудоустройства, имеет двоякую юридическуюсилу: в одних случаях он рекомендует(но не обязывает) принять гражданина наработу, в других (прямо предусмотренныхзаконом) – порождает обязанностьработодателя заключить с трудоустраиваемымтрудовой договор (контракт). Отказ вприеме на работу и на профессиональноеобучение лиц, направленных в счет квоты,может быть обжалован в судебном порядке.При отказе в приеме на работу заключившихдоговоры выпускников вузов, среднихспециальных и профессионально-техническихучебных заведений работодатель обязанпроизводить целевые финансовые отчисленияв фонд занятости в размере среднегозаработка работника данной категорииза год.6 Неисполнениеэтой обязанности может повлечь дляработодателя привлечение к административнойответственности в виде штрафа, налагаемогов судебном порядке.

Такимобразом, важно отметить, что трудоустройствослужит юридической гарантией реализацииправ граждан в сфере труда и занятости.Прежде всего, оно выступает гарантиейреализации права на труд. Трудоустройствоявляется также гарантией осуществленияправа граждан на защиту от безработицы,права на полную, продуктивную и свободноизбранную занятость и иных.

Источник: https://StudFiles.net/preview/6163822/

Правовая организация трудоустройства в Российской Федерации

Правовая организация трудоустройства в Российской Федерации

Трудоустройство выступает в качестве важнейшего способа содействия занятости и относится к мероприятиям по активной политике занятости. В юридической литературе встречаются разные подходы к определению роли трудоустройства. Так, например, О.М. Медведев отмечает, что трудоустройство является одной из организационно-правовых форм обеспечения занятости.

Последние определяются как установленные государством организационные и правовые приемы и средства, которые способствуют гражданам получить возможность трудиться в избранной сфере деятельности согласно призванию, способностям, образованию, выполнять определенную работу на период временной незанятости, а также необходимую профессиональную подготовку для этого.

По мнению других специалистов, одним из признаков трудоустройства является участие в нем посреднических органов (как государственных, так и негосударственных).

В современных условиях, когда проблема безработицы обостряется и, как следствие, возрастает необходимость государственного регулирования рынка труда, трудоустройство направлено, прежде всего, на обеспечение рационального использования трудовых ресурсов также с учетом интересов основных субъектов на рынке труда – работников и работодателей, а также государства.

Как думается, трудоустройство – это система организационно-правовых мер, осуществляемых государством в целях обеспечения трудовой занятости населения. Трудоустраиваемым, по общему правилу, является физическое лицо, которое обращается в орган по трудоустройству с целью получения содействия в подыскании подходящей работы и устройстве на нее.

Основную группу трудоустраиваемых составляют граждане РФ. В качестве трудоустраиваемых могут выступать и иностранные граждане, а также лица без гражданства.

Вместе с тем законодательство о занятости закрепляет принцип приоритета российских граждан при занятии вакантных рабочих мест, что выражается в существовании особых правил привлечения иностранной рабочей силы на территории РФ.

Как считают И.С. Викторов и А.Ж. Макашева,  правоотношения между трудоустраиваемым гражданином и трудоустраивающим органом устанавливаются на основании обращения гражданина в указанный орган в целях получения содействия в поиске походящей работы и устройства на нее.

Современная правовая организация трудоустройства в РФ отличается тем, что основная роль отводится органам государственной службы занятости. Последние обязаны принять заявление гражданина, осуществить его регистрацию и оказать услуги по подысканию для него подходящей работы.

Данные органы осуществляют также учет профессиональной квалификации безработных, содействие в профориентации, переобучении и переподготовке; выдают направления трудоустраиваемым гражданам на подходящие вакантные рабочие места в конкретную организацию; предлагают варианты самостоятельного поиска работы, оказывают иные услуги.

Как отмечает Е. Семенова, орган по трудоустройству – центр занятости населения – обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности.

Притязания гражданина на трудоустройство не могут быть конкретными в отношении места будущей работы, поскольку орган  трудоустройства не берет на себя обязательств по устройству на работу в определенную организацию. Его задача – подыскать работу, подходящую главным образом по специальности и квалификации с учетом способностей гражданина.

Трудоустройство длится, как правило, до тех пор, пока гражданин не будет устроен на работу или на производственное обучение. Исходя из принципа свободы труда, правоотношения с органом трудоустройства всегда могут быть прекращены по инициативе гражданина.

Он вправе отказаться от услуг в устройстве на работу, как до получения направления, так и после получения, поскольку направление не создает  каких-либо правовых последствий для трудоустраиваемого. Оно порождает обязанность лишь для работодателя, которому адресовано органом трудоустройства.

Органы трудоустройства, находящиеся в ведении Федеральной службы занятости, призваны выполнять посреднические функции, и они, как правило, не обладают административно-правовыми полномочиями по отношению к работодателю.

Однако Закон о занятости населения предусмотрел право местных органов государственной власти устанавливать для работодателей определенное количество рабочих мест (квоту) для приема на работу инвалидов, отдельных категорий населения (выпускников общеобразовательных учреждений, лиц, освобожденных из мест лишения свободы, и т.п.). Прежде всего, обязательным для работодателя будет направление на трудоустройство лиц в счет квоты рабочих мест. Квота представляет собой минимальное количество лиц, подлежащих трудоустройству работодателем, которое устанавливается в процентном отношении к общему числу рабочих мест. Такие квоты устанавливаются для лиц, нуждающихся в особой социальной защите и, прежде всего, имеющих ограничения в трудоспособности.

Например, квотирование рабочих мест для инвалидов прямо предусмотрено Федеральным законом. «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ст.

21) организациям, численность работников в которых составляет более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 %). Выполнение таких квот обеспечивается экономическими санкциями.

Так, в случае невыполнения установленной квоты для приема на работу инвалидов, работодатели ежемесячно должны перечислять в бюджеты субъекта Федерации обязательную плату за каждого нетрудоустроенного инвалида в пределах установленной квоты.

По мнению С.В.

Колобовой и других специалистов, акт направления на работу, принятый органом трудоустройства, имеет двоякую юридическую силу: в одних случаях он рекомендует (но не обязывает) принять гражданина на работу, в других (прямо предусмотренных законом) – порождает обязанность работодателя заключить с трудоустраиваемым трудовой договор (контракт).

Отказ в приеме на работу и на профессиональное обучение лиц, направленных в счет квоты, может быть обжалован в судебном порядке. При отказе в приеме на работу заключивших договоры инвалидов, выпускников вузов, средних специальных и профессионально-технических учебных заведений и т.д.

работодатель обязан периодически (ежеквартально) производить плату за каждого гражданина, не трудоустроенного в пределах квоты по требованию органа исполнительной власти в бюджет в размере среднемесячного пособия по безработице. Неисполнение этой обязанности может повлечь для работодателя привлечение к административной ответственности в виде штрафа, налагаемого в судебном порядке.

На основании изложенного целесообразно на уровне субъектов Российской Федерации разработать и реализовать программы развития кадрового потенциала и создания рабочих мест в разрезе видов экономической деятельности (в отраслевых министерствах) и положения о формировании государственного заказа на подготовку специалистов в целях сбалансированности рынка труда и рынка образовательных услуг.

На уровне органов местного самоуправления требуется правовой механизм, повышающий их координирующую роль в вопросах создания и сохранения рабочих мест с учетом стимулирования предприятий, дислоцирующихся на их территориях. Причем каждый руководитель должен сообщать в Центр занятости населения об имеющихся у него вакансиях.

Таким образом, трудоустройство служит юридической гарантией реализации прав граждан в сфере труда и занятости. Прежде всего, оно выступает гарантией реализации права на труд.

Трудоустройство является также гарантией осуществления права граждан на защиту от безработицы, права на полную, продуктивную и свободно избранную занятость и иных.

Целесообразно упомянуть, что на российском рынке труда возрастает роль и негосударственных организаций, оказывающих услуги по трудовому посредничеству. Однако вопрос о степени охвата трудовым правом общественных отношений с участием последних является в настоящее время спорным.

Источник: https://yurist-77.ru/yuridicheskie-stati/trudovoe-pravo/pravovaya-organizatsiya-trudoustrojstva-v-rossijskoj-federatsii.html

Статья 272. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет

Статья 272. Особенности трудоустройства лиц в возрасте до восемнадцати лет

Комментарий к статье 272

1. Трудоустройство учащихся, достигших 14-летнего возраста, для выполнения в свободное от учебы время легкого труда, не причиняющего вреда их здоровью и не нарушающего процесса обучения, допускается только с согласия одного из родителей (опекуна, попечителя) и органа опеки и попечительства (ч. 3 ст. 63 ТК).

Лица более раннего возраста могут работать на тех же условиях, но только в организациях кинематографии, театрах, театральных и концертных организациях, цирках, участвуя в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений без ущерба их здоровью и нравственному развитию. При этом в разрешении органа опеки и попечительства указываются максимально допустимая продолжительность ежедневной работы и другие условия, в которых может выполняться работа (ч. 4 ст. 63 ТК).

2. Статья 5 Закона о занятости устанавливает, что несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет относятся к категории граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о занятости населения оказывают государственные услуги по организации временного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, реализуют территориальные программы, предусматривающие мероприятия по содействию занятости населения, включая программы содействия занятости граждан особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы (ст. 7.1 Закона о занятости). Органы местного самоуправления наделены правом участвовать в организации и финансировании проведения общественных работ для граждан, испытывающих трудности в поиске работы, а также временной занятости несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 7.2 Закона о занятости).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают квоту для приема на работу несовершеннолетних граждан. Квотирование рабочих мест для несовершеннолетних является одним из средств обеспечения их трудоустройства.

https://www.youtube.com/watch?v=EQ0qIzi7kI4

Под квотой понимается минимальное количество рабочих мест для граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы, которых работодатель обязан трудоустроить в данной организации, включая количество рабочих мест, на которых уже работают граждане указанной категории.

Размер квоты в ряде субъектов устанавливается в определенном количестве рабочих мест. Например, Закон г. Санкт-Петербурга от 8 октября 1997 г. N 161-53 “О квотировании рабочих мест для трудоустройства молодежи” определил квоту на 2006 г. в размере 300 рабочих мест (Вестник администрации Санкт-Петербурга. 1997. N 11; 2006.

N 1). Распределение квоты среди организаций-работодателей производится администрацией города. В других субъектах – зависит от численности работников организации. Закон г. Москвы от 22 декабря 2004 г.

N 90 “О квотировании рабочих мест” устанавливает для работодателей, у которых среднесписочная численность работников составляет более 100 человек, квоту в размере 4% от среднесписочной численности работников. Количество инвалидов, принятых на квотируемые рабочие места, не может составлять менее 2%. В остальной части Закон г.

Москвы предоставляет работодателям альтернативную возможность трудоустраивать несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте до 23 лет, граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые (Ведомости Московской городской Думы. 2005. N 2. Ст. 379). Аналогично решен вопрос в Законе Тюменской области от 31 марта 2000 г. N 168 “О квотировании рабочих мест в Тюменской области”, где установлена суммарная квота 2% в отношении организаций, численность работников в которых составляет более 100 человек для трудоустройства социально незащищенных граждан, среди которых названы и несовершеннолетние (Тюменские известия. 2000. N 64).

Трудоустройство лиц моложе 18 лет в счет квоты производится работодателем по направлению органов службы занятости. Работодатель в соответствии с установленной квотой создает или выделяет определенное количество рабочих мест, предусмотрев в случае необходимости специальное оборудование.

Введение квоты для несовершеннолетних свидетельствует, что работодатель не вправе принять на это рабочее место взрослого работника.

Если к работодателю одновременно обращаются несовершеннолетний с направлением от органа службы занятости и несовершеннолетний без такого направления, то работодатель вправе заключить трудовой договор с любым из них.

В случае отказа в приеме на работу несовершеннолетнего, направленного органом службы занятости, работодатель делает в направлении отметку о дне явки и причине отказа и возвращает направление. Отказ в приеме на работу можно обжаловать в суд (ч. 6 ст. 64, ч. 3 ст. 391 ТК).

В соответствии со сложившейся судебной практикой суд, признав отказ незаконным, выносит решение, обязывающее работодателя заключить с истцом трудовой договор.

Такой договор должен быть заключен со дня обращения к работодателю по поводу приема на работу.

Если в результате отказа в заключении трудового договора работник имел вынужденный прогул, его оплата производится применительно к правилам, установленным для оплаты времени вынужденного прогула незаконно уволенного работника.

3.

Обеспечению рационального трудоустройства несовершеннолетних способствует гарантированный минимум бесплатных психолого-профориентационных услуг, включающий, в частности, оказание индивидуальной психолого-профориентационной помощи работающей молодежи в первые 3 года трудовой деятельности, гражданам, имеющим статус безработного (п. 9.1 Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации, утв. Постановлением Минтруда России от 27 сентября 1996 г. N 1 (Бюллетень Минтруда России. 1996. N 11)).

4. Граждане, достигшие возраста 16 лет, на основании ст. 3 Закона о занятости могут быть признаны безработными.

В целях обеспечения трудоустройства граждан, впервые ищущих работу, не имеющих профессии, специальности, служба занятости наравне с подходящей работой вправе предложить профессиональную подготовку.

При этом гражданину не может быть предложена одна и та же работа (профессиональная подготовка по одной и той же профессии, специальности) дважды.

В приоритетном порядке пройти профессиональную подготовку среди безработных граждан предоставлено право выпускникам общеобразовательных учреждений, а также гражданам, впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и при этом не имеющим профессии (специальности).

5. Для граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), каждый период выплаты пособия по безработице не может превышать 6 месяцев в суммарном исчислении в течение 12 календарных месяцев.

При этом общий период выплаты пособия по безработице для этой категории граждан не может превышать 12 месяцев в суммарном исчислении в течение 18 календарных месяцев.

Пособие по безработице в первом и во втором (6-месячном) периодах выплаты начисляется в размере минимальной величины пособия по безработице.

Проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в районах и местностях, где применяются районные коэффициенты к заработной плате, пособие по безработице, установленное в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличивается на размер районного коэффициента (ст. ст. 30, 31, 34 Закона о занятости).

Минимальный размер пособия по безработице на 2006 г. установлен в размере 720 руб. (Постановление Правительства РФ от 17 января 2006 г. N 12 “О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2006 год” // СЗ РФ. 2006. N 4. Ст. 385).

Гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и катастроф и признанным в установленном порядке безработными, к пособию по безработице выплачивается дополнительное пособие в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 г. на производственном объединении “Маяк” и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча (ст. 30 Закона о занятости).

Ищущим работу впервые и зарегистрированным в органах государственной службы занятости в статусе безработного детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выплачивается пособие по безработице в течение 6 месяцев в размере уровня средней заработной платы, сложившегося в республике, крае, области, городах Москве и Санкт-Петербурге, автономной области, автономном округе (п. 5 ст. 9 Закона о защите детей-сирот).

6.

Выпускники федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, за счет средств образовательных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством РФ, а также единовременным денежным пособием в сумме не менее 500 руб. По желанию выпускников образовательных учреждений им может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка РФ (п. 8 ст. 6 Закона о защите детей-сирот; см. Постановление Правительства РФ от 7 ноября 2005 г. N 659 “Об утверждении норм материального обеспечения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях, несовершеннолетних, обучающихся и воспитывающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях – специальных профессиональных училищах открытого и закрытого типа и федеральном государственном учреждении “Сергиево Посадский детский дом слепоглухих Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию” (СЗ РФ. 2005. N 46. Ст. 4675)).

Выпускники образовательных учреждений, находящихся в ведении органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем, оборудованием и единовременным денежным пособием в порядке, устанавливаемом законами субъектов Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (п. 8 ст. 6 Закона о защите детей-сирот).

Органы государственной службы занятости населения при обращении к ним детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в возрасте от 14 до 18 лет осуществляют профориентационную работу с указанными лицами и обеспечивают диагностику их профессиональной пригодности с учетом состояния здоровья (п. 1 ст. 9 Закона о защите детей-сирот).

Постановлением Минтруда России от 10 февраля 1998 г. N 5 утвержден Порядок работы территориальных органов Министерства труда и социального развития Российской Федерации по вопросам занятости населения с детьми-сиротами, детьми, оставшимися без попечения родителей, лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (БНА РФ. 1998.

N 12).

7.

Работникам из числа детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, высвобождаемым из организаций в связи с их ликвидацией, сокращением численности или штата, работодатели (их правопреемники) обязаны обеспечить за счет собственных средств необходимое профессиональное обучение с последующим их трудоустройством в данной или другой организациях (п. 6 ст. 9 Закона о защите детей-сирот).

8.

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательное учреждение до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение освоения им образовательной программы основного общего образования по иной форме обучения (п. 6 ст. 19 Закона об образовании).

Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с органом местного самоуправления и родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, исключенного из образовательного учреждения, в месячный срок принимает меры, обеспечивающие трудоустройство этого несовершеннолетнего и (или) продолжение его обучения в другом образовательном учреждении (п. 7 ст. 19 Закона об образовании).

9. Гарантии по трудоустройству лиц моложе 18 лет закрепляются и в заключаемых соглашениях.

Так, предусматривается квотирование рабочих мест для лиц, окончивших общеобразовательные и специальные учебные учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования (см.

Отраслевое тарифное соглашение по специальному строительству Российской Федерации на 2005 – 2007 годы, Федеральное межотраслевое соглашение по промышленности обычных вооружений и промышленности боеприпасов и спецхимии на 2006 – 2008 годы).

Источник: http://hr-portal.ru/article/statya-272-osobennosti-trudoustroystva-lic-v-vozraste-do-vosemnadcati-let

Особенности приема на работу иностранных граждан в Российской Федерации

ОСОБЕННОСТИ ПРИЕМА НА РАБОТУ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В статье исследованы особенности оформления на работу и порядок трудоустройства граждан из других государств.

В связи с чем описана классификация иностранных граждан, уточнен статус иностранцев и прописан регламент пребывания на территории РФ.

Отмечены жесткие ограничения прав иностранных граждан на занятие определенными видами деятельности и прав занимать определенные должности. Акцентируется внимание на ответственности работодателей за трудоустройство нелегалов.

Ключевые слова: работодатель, иностранный гражданин, работа с документами, оформление на работу, процедура приема на работ, трудовой договор.

Iyana Suvak)va FEATURES OF EMPLOYMENT OF FOREIGN

CITIZENS IN THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article examines the particulars of the work and procedure of employment of citizens from other States.

Therefore, classification of foreign citizens, the law clarifies the status offoreigners and established rules of stay on the territory of the Russian Federation.

Marked by severe restrictions of the rights of foreign citizens to engage in certain activities and rights to occupy certain positions. The article focuses on the liability of employers for employment of illegal immigrants.

Keywords: employer, foreign national, working with documents, work registration, procedure of reception of work, the employment contract.

У любого российского работодателя может возникнуть необходимость оформления на работу иностранца. Порядок трудоустройства граждан из других государств регламентируют соответствующие федеральные законы и кодексы. Заложенные в правовые документы правила следует неукоснительно соблюдать.

Документирование процедуры приема на работу включает составление и оформление следующих видов документов: трудовой договор, приказ (распоряжение) о приеме на работу, табель учета рабочего времени, личная карточка, документы личного дела, трудовая книжка.

Кроме того, вносятся соответствующие записи в учетные формы (журналы, книги): книги регистрации трудовых договоров, книгу регистрации приказов по личному составу, книгу регистрации личных карточек, книгу регистрации личных дел, книгу учета движения трудовых книжек и вкладышей в них.

Каждый документ, создаваемый кадровой службой, проходит в процессе его подготовки определенные этапы. Целесообразно унифицировать процедуры прохождения документов в организации в процессе их обработки и закрепить их в графике документооборота кадровой службы, утверждаемом руководителем организации.

Порядок приема иностранного гражданина на работу зависит от того, какой статус он имеет в Российской Федерации.

Если организация нуждается в каком-либо конкретном специалисте, являющемся иностранным гражданином, первое, что ей необходимо выяснить, является ли указанный гражданин законно пребывающим в Российской Федерации вообще, а также каким именно документом подтверждено его право на пребывание в Российской Федерации [1]. В России к иностранцам относятся две категории граждан: лица, которые имеют доказательство подданства иной державы, лица без гражданства. Кроме того, иностранцы подразделяются:

УДК 331.108.32-057.56 Т.В. Сувалова

© Сувалова Т.В., 2017

– на лиц, проживающих в РФ на постоянной основе (имеющих вид на жительство (ВНЖ);

– на лиц, проживающих в Российской Федерации на временной основе (имеющих в удостоверении личности отметку, разрешающую временное проживание);

– на лиц, пребывающих в России на временной основе (имеющих визу или миграционную карту, но не ВНЖ, либо разрешение на временное проживание);

– иностранный гражданин, трудоустраивающийся в России, предъявляет работодателю:

– персональное разрешение на трудоустройство или патент для мигрантов;

– удостоверение личности (заверяется у нотариуса);

– документ, подтверждающий пребывание в государстве на законных основаниях;

– трудовая книжка (при наличии, либо ее заводит работодатель);

– свидетельство пенсионного страхования (если иммигрант трудоустраивается впервые, документ оформляет работодатель);

– диплом об образовании или иное подтверждение требуемой квалификации (при необходимости);

– медицинский полис либо договор о медстраховании.

Патент на работу – это документ, схожий с разрешением на трудоустройство. Патент имеет серию, номер, голограмму и штрих код. Разрешительный документ выдают миграционные органы. Если гражданин въехал в Россию без визы или при въезде указал своей целью трудоустройство, он самостоятельно обращается за бумагой. В иных случаях за него это сделает работодатель.

Для оформления на работу иностранцев, въехавших по визе, в миграционную службу подаются: заявление, разрешение на трудоустройство иностранцев, заключение от службы занятости с подтверждением целесообразности использования трудовых мигрантов, документы на потенциального работника: паспорт, документ, по которому иностранец пребывает в стране, ИНН, полис медстрахо-вания, цветная фотография 3040 мм., диплом об образовании, квитанция об уплате госпошлины.

Оформляющийся на работу иностранец пишет заявление о приеме, как и сотрудники-россияне. Формы заявлений не различаются. Приказ о трудоустройстве выдается по стандартной форме, как и для граждан РФ.

При заключении договора с иностранцем работодатель соблюдает больше условий, чем при найме россиянина.

В договор вносятся: информация о документе, на основании которого гражданин находится на территории страны: дата выдачи, серия и номер, срок действия, кем выдан документ, реквизиты полиса медицинского страхования либо договора об оказании иностранцу медицинских услуг.

Трудовой договор заключается только на русском либо на языках обеих сторон. Для соблюдения интересов и работодателя, и сотрудника эксперты советуют второй вариант. Еще одно важное условие при составлении договора – срок действия документа не превышает период пребывания работника на территории России.

Многие трудовые мигранты ограничены в правах по сравнению с коренными россиянами. Исключение составляют выходцы из Беларуси. В вопросах трудоустройства приезжие из Республики приравнены к гражданам Российской Федерации.

Это значит, что при устройстве на работу белорусы подают те же документы, что и жители РФ: паспорт, трудовая книжка, страховое свидетельство, военный билет (при наличии у мужчин), диплом об окончании учебного заведения (при необходимости), фотография (если требуется).

Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» предусмотрены жесткие ограничения прав иностранных граждан на занятие определенными видами деятельности, а также прав занимать определенные должности (статья 14) [3]. Например, иностранный гражданин не может находиться на государственной или муниципальной службе или быть командиром воздушного судна. Также запрещено принимать иностранных граждан на работу на

объекты и в организации, деятельность которых связана с обеспечением безопасности РФ (подпункт 5 пункта 1 статьи 14).

Кроме этого, организации, желающей принять иностранного гражданина на работу, необходимо учитывать, что посещение иностранными гражданами территорий и объектов с ограниченным доступом возможно только при наличии специального разрешения (пункт 1 статьи 11 Федерального закона).

Поэтому если организация планирует, что привлекаемые ею иностранцы будут работать на указанных территориях и объектах, то ей необходимо заранее согласовать с Федеральной службой безопасности, возможно ли будет получение такого специального разрешения на приемлемый срок.

В 2017 г.

иностранцу не разрешат: нести государственную и муниципальную службу, работать в организациях, обеспечивающих безопасность державы, работать в сфере ядерного производства и утилизации, строить воздушные и морские суда, занимать командные должности в авиации и на кораблях, вести в организации бухучет (позволено только иммигрантам с разрешением на временное пребывание либо ВНЖ). Ответственность работодателей за трудоустройство нелегалов серьезно ужесточили. Лица, нарушившие установленный порядок устройства на работу, оплачивают штраф. В 2017 г. он составляет от 25 до 50 тыс. руб. (для должностных лиц) и от 250 до 800 тыс. руб. (для юридических лиц). В ряде случаев деятельность организации приостанавливают на 3 месяца. Иностранных работников обяжут уплатить штраф (от 2 до 5 тыс. руб.) и депортируют из России [3].

С отдельными государствами у Российской Федерации существуют международные соглашения о трудовой деятельности граждан. Если международным договором предусмотрены иные правила, чем те, что установлены российским национальным законодательством, то применяются правила международного договора.

Принимая иностранного гражданина на работу, необходимо выяснить, не заключен ли Российской Федерацией соответствующий международный договор с государством, гражданином которого является принимаемый иностранный гражданин.

Следует отметить, что международный договор может содержать положения, касающиеся как процедуры приема на работу, так и содержания трудового договора.

Иностранные граждане, постоянно проживающие на территории Российской Федерации (имеющие действительный вид на жительство в Российской Федерации), принимаются на работу в порядке и на условиях, предусмотренных для российских граждан.

Организации, принимающей на работу проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, необходимо удостовериться, что у него имеется непросроченный вид на жительство в Российской Федерации (выдается сроком на 5 лет и может быть продлен неограниченное количество раз).

При заключении гражданско-правового договора с постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином рекомендуется заключать договор на срок, не превышающий срок действия вида на жительство, а затем, в случае необходимости, продлевать его действие.

Если иностранный гражданин работает в организации на основании трудового договора, то необходимо учитывать, что установленные российским трудовым законодательством правила распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан (статья 11 Трудового кодекса РФ) [2].

Организации, принимающей на работу постоянно проживающего в Российской Федерации иностранного гражданина, представляется целесообразным заключить с ним срочный трудовой договор на срок до окончания действия разрешения на временное проживание в Российской Федерации, а затем, в случае, если иностранный гражданин предоставит вид на жительство, продлить срок действия трудового договора.

Иностранные граждане, временно проживающие на территории Российской Федерации (имеющие действительное разрешение на временное проживание в России), принимаются на работу в порядке и на условиях, предусмотренных для российских граждан с одним ограничением: временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин вправе осуществлять трудовую деятельность только в пределах того субъекта Российской Федерации, на территории которого ему раз-

решено временное проживание [3]. Все сказанное о заключении договоров с иностранными гражданами, постоянно проживающими в Российской Федерации, справедливо и для случаев заключения договоров с временно проживающими иностранными гражданами.

Россия находится на втором месте в мире по числу работающих трудовых мигрантов. Ежегодно на территории страны официально трудоустраивается до 1 миллиона подданных других государств [1]. Особенности российского законодательства в части приема на работу иностранцев довольно просты. Важно лишь соблюдать правила и следовать букве закона.

Библиографический список

1. Митрофанова, В. В. Оформляем кадровые документы : Настольная книга практика / В. В. Митрофанова. -М. : Альфа-Пресс, 2012. – 320 с.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-priema-na-rabotu-inostrannyh-grazhdan-v-rossiyskoy-federatsii

Юрпомощь
Добавить комментарий