Кому принадлежит право законодательной инициативы и зачем оно необходимо

Кто имеет право на законодательную инициативу

Кому принадлежит право законодательной инициативы и зачем оно необходимо Заместители Председателя и другие судьи Верховного Суда РФ назначаются в том же порядке, но к нему добавляется представление Председателя Верховного Суда РФ.

Прокурор субъекта Российской Федерации назначается на должность Президентом Российской Федерации по представлению Генерального прокурора Российской Федерации, согласованному с субъектом Российской Федерации Согласно Конституции РФ (ч.

2 статьи 118)
И так как все эти отрасли и законодательство и избирательное право очень тесно взаимосвязаны, то и изучать данные отрасли права необходимо параллельно.

возможность избранника народа обратиться к аккредитованным органам для защиты своих нарушенных прав; возможность представителя власти требовать от парламента внедрения законопроекта на рассмотрение; возможность избранника народа внедрять в законодательную власть проект.

Законодательная инициатива: проблемы реализации

Но это не всегда реально, ведь нужна определенная организация, чтобы кто-то ходил и собирал подписи.

В одиночку это сделать невозможно.

Подробно стоит поговорить об этом. Законодательная инициатива представляет собой действия по изменению принятых нормативных актов. Это позволяет реализовывать главную функцию парламента — правотворческую.

Кроме того, каждый проект подлежит тщательной проверке, поэтому еще на стадии принятия отсекается определенная часть.

перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием данного закона; г) финансово-экономическое обоснование (в случае внесения законопроекта, реализация которого потребует материальных затрат); д) заключение Правительства РФ (в случаях, определенных ч. 3 ст. 104 Конституции РФ).

Субъекты законодательной инициативы

Законопредложение же означает идею, концепцию будущего закона, которая может быть воплощена в законопроект уже в самой Думе, если она согласится с законопредложением.

Это, впрочем, не мешает ей отклонить подготовленный по ее поручению законопроект, если она найдет его неудовлетворительным.

Можно попутно отметить, что в некоторых зарубежных странах (например, во Франции) законопроекты вносятся только правительством, а документы, вносимые депутатами, независимо от их внешнего оформления, именуются законопредложениями.

Кому принадлежит право законодательной инициативы и зачем оно необходимо

В законопроекте обязательно должны содержаться сроки и порядок вступления закона в действие, различные преобразования в законах, которые затрагиваются при вступлении данного законопроекта в силу.

Все законопроекты, которые вносятся на рассмотрение Государственной Думой, должны быть зарегистрированы.

Процесс создания закона – это определенная последовательность действий, так называемых этапов, на каждом из которых происходит выполнение какой-либо части законотворчества.

Рекомендуем прочесть:  Ст 77 ск рф

Право законодательной инициативы и формы его реализации

С формально-юридической точки зрения такая реализация начинается с внесения законопроекта в законодательный орган, поскольку именно с этого момента возникает обязанность последнего принять его к рассмотрению[48].

Итак, первым этапом интересующего нас процесса является внесение проекта закона в законодательный орган.

Разумеется, законодательный орган не должен, да и не может, рассматривать в качестве законопроектов предложения, поступающие от любых лиц.

За рубежом, как правило, правом законодательной инициативы наделены лишь депутаты парламента и правительство.

Российская же Конституция предоставила реальную возможность участия в законодательной деятельности, как главе государства, так и трем ветвям государственной власти — законодательной, исполнительной и судебной. Раздумывая о совершенствовании того или иного закона, субъект законодательной инициативы не может ограничиться лишь предложением о принятии соответствующего закона.

Статья 6

3. Законопроекты о введении или об отмене налогов, освобождении от их уплаты, изменении финансовых обязательств субъекта Российской Федерации, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, рассматриваются законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации по представлению высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо при наличии заключения указанного лица.

Источник: http://yurcity55.ru/kto-imeet-pravo-na-zakonodatelnuju-iniciativu-11880/

Законодательная инициатива. Стадии законодательного процесса :

Законодательная инициатива в РФ представляет собой стадию нормотворческой процедуры. Она состоит в предоставлении предложения по отмене, принятию либо изменению правового акта.

Круг лиц, наделенных такой возможностью, определяется национальными нормами. Предоставление предложения в уполномоченную структуру налагает обязательство рассмотреть его согласно установленной процедуре.

Рассмотрим далее подробно, что собой представляет законодательная инициатива.

Общие сведения

Законодательной инициативой обладают правительство и члены парламента. Но в зависимости от норм, принятых в отдельно взятой стране, эта возможность может иметь ограничения. Законодательная инициатива может входить в круг полномочий президента. В некоторых странах ею наделяются самостоятельные объединения граждан.

Вне зависимости от того, кто имеет возможность представлять предложения по изменениям, отмене или принятию нормативных актов, действующая правовая система предъявляет ряд требований к составу группы и непосредственно самой процедуре, в рамках которой обсуждается проект закона.

Лица, которые не наделяются такой возможностью прямо, могут предоставлять предложения опосредованно, через тех, кто ее имеет официально.

Россия

В нашей стране законодательная инициатива принадлежит:

  1. Представительным региональным органам власти.
  2. Совету Федерации.
  3. Президенту.
  4. Депутатам Госдумы.
  5. Членам Правительства.

Конституционный и Верховный Суды России также выступают как субъекты законодательной инициативы в пределах вопросов их ведения. В настоящее время идет дискуссия о предоставлении такой возможности некоторым гражданским объединениям.

Эти группы могли бы представлять предложения в общественную палату. Соответствующий проект закона был создан Робертом Шлегелем. Возможность представлять предложения сейчас имеют граждане Томской, Ярославской областей и Алтайского края.

Законодательный процесс

Он представляет собой комплекс действий, сменяющих друг друга в установленной последовательности. В соответствии с установленными правилами осуществляется представительная деятельность ФС. Законодательный процесс включает в себя пять основных стадий. На первом этапе представляется предложение от лиц, наделенных соответствующей возможностью. Дальнейшие стадии предусматривают:

  1. Предварительное рассмотрение.
  2. Обсуждение и принятие Госдумой.
  3. Рассмотрение и одобрение СФ.
  4. Подписание и обнародование Президентом.

Кроме этих основных процедура может включать в себя и факультативные (дополнительные) этапы:

  1. Преодоление разногласий, которые возникли между Госдумой и СФ вследствие отклонения последним принятых актов.
  2. Повторное рассмотрение законов, которые отклонены Президентом.

Вся процедура проводится в соответствии с конституционными положениями (ст. 104-108), а также Регламентами Палат СФ.

Специфика процедуры

Право законодательной инициативы реализуется при представлении:

  1. Пояснительной записки. В ней должен указываться предмет регулирования и излагаться концепция предложения.
  2. Текста проекта закона. На титульном листе указывается его автор.
  3. Списка федеральных нормативных актов, которые должны быть признаны утратившими действие, подлежащих изменению или принятию вследствие утверждения предложения.
  4. Финансово-экономического обоснования, если реализация предлагаемого акта требует материальных затрат.

Законодательная инициатива Государственной Думы

Предложение считается принятым с даты его регистрации Управлением документационного обеспечения. Совет Госдумы направляет его в соответствующий комитет. Он назначается ответственным по нормативному акту.

Вместе с этим внесение законодательной инициативы осуществляется в другие комитеты, депутатские объединения, комиссии, Главе страны, Правительству, в Совет Федерации. Эти институты подготавливают и предоставляют свои замечания, отзывы, предложения.

Нормативные акты, касающиеся предметов совместного ведения регионов и Российской Федерации, направляются в представительные органы субъектов. Они, в свою очередь, подготавливают свои замечания и предложения.

Подготовка

Для работы над представленным текстом комитет может сформировать соответствующую группу. В ее состав входят депутаты, представители субъекта, наделенного возможностью выдвигать законы на обсуждение. В рабочей группе также присутствуют эксперты, должностные лица от госорганов власти, специалисты. Обсуждение в комитетах проводится открыто.

Оно может освещаться СМИ. По поручению Совета либо ответственного комитета Управление Аппарата Госдумы проводит юридическую экспертизу законодательного акта. Подготовленный текст отправляется в Совет для предоставления на рассмотрение палатой.

Право законодательной инициативы предполагает возможность изменить содержание акта или отозвать его на основании заявления.

Рассмотрение

Оно проводится в трех чтениях. В первом обсуждается концепция законопроекта, оценивается соответствие его основных положений Конституции страны. Кроме этого, определяется практическая значимость и актуальность документа.

Обсуждение начинается с доклада лица, которому предоставлена законодательная инициатива. Также выступает представитель ответственного комитета.

В процессе рассмотрения заслушиваются замечания и предложения полномочных представителей Главы страны, депутатских объединений, членов Правительства, представительных органов регионов и прочих лиц, которые приглашены на заседание.

Результаты обсуждения

Госдума по итогам рассмотрения в первом чтении может:

  1. Принять текст.
  2. Отклонить проект.
  3. Принять акт в первом чтении и продолжить его рассмотрение с учетом замечаний и предложений в виде поправок.

В последнем случае устанавливается срок, в течение которого должны быть поданы поправки. Предложения и замечания по документу, принятому в первом чтении, лицами, которыми реализуется законодательная инициатива, вносятся в ответственный комитет. Этот институт, в свою очередь, исследует и обобщает поправки.

Ответственный комитет формирует отдельные таблицы замечаний и предложений, рекомендуемых к принятию и отклонению, а также тех, по которым решения принято не было. Текст с учетом одобренных поправок и таблицы отправляются в Совет Госдумы для включения в календарь по рассмотрению во втором чтении.

Проект вместе с предложениями и замечаниями рассылается также Президенту, Совету Федерации, Правительству, автору, депутатам за 15 дней до начала обсуждения.

Второе чтение

Перед началом рассмотрения выступает член ответственного комитета. Он сообщает о результатах обсуждения, поступивших поправках и итогах их изучения. После этого председательствующий выясняет, есть ли возражения против замечаний и предложений, рекомендуемых для внесения ответственным комитетом.

При их отсутствии уполномоченное лицо ставит на ание вопрос о принятии поправок. Если возражения есть, то председательствующий ставит на ание предложения и замечания, которые одобрены всеми, а затем отдельно каждую поправку, вызвавшую несогласие.

Далее рассматриваются дополнения, рекомендуемые к отклонению. Принятие решения по ним осуществляется также, как и для одобренных поправок. После этого обсуждаются оставшиеся дополнения. Поправки, по которым ответственный комитет не принял решения, ставятся на ание отдельно.

Далее вносится предложение обо всем законопроекте в целом. Принятый во втором чтении акт отправляется в ответственный комитет. При участии Правового Управления устраняются вероятные внутренние противоречия, устанавливается правильная взаимосвязь статей.

Также проводится редакционная правка на основании поправок, принятых во втором чтении. По окончании этой работы документ представляется в Совет Госдумы.

Третье чтение

В ходе него проводится ание для принятия текста в качестве закона. В третьем чтении запрещены поправки и возвращение к обсуждению документа в целом или его частей, статей, глав. В случае непринятия Госдумой законопроекта, дальнейшее рассмотрение не производится.

В исключительных случаях по обращению депутатских объединений, выступающих в большинстве, председательствующий обязан объявить ание о возвращении текста ко второму чтению. Закон будет считаться одобренным при согласии не менее чем 2/3 от общего количества депутатов Госдумы. В пятидневный срок акт передается в Совет Федерации.

Если закон не подлежит рассмотрению этим органом или не был рассмотрен за две недели, то в течение 5 дней он отправляется Президенту на подписание и для последующего обнародования.

Совет Федераций

Этот орган регистрирует одобренный Госдумой закон в течение 48 часов. Документ и сопровождающие его акты отправляется членам СФ. Председатель формирует комитет палаты. Он будет ответственен за составление заключения по принятому закону. Что касается актов, которые не подлежат обязательному рассмотрению в СФ, то комитет может:

  1. Одобрить норму и не отправлять ее на обсуждение в Совет Федераций.
  2. Рекомендовать закон к рассмотрению в СФ.

Председатель может согласиться с мнением комитета и не включать акт в повестку дня или отклонить решение и внести его на обсуждение.

Важный момент

Председатель СФ не может не включать в повестку дня заседания закон, не подлежащий обязательному рассмотрению, если на этом настаивает Президент, Правительство, два члена СФ, представляющие один регион. Данное положение действует, если не прошел двухнедельный срок для обсуждения в Совете Федерации принятого текста. По тем законам, которые подлежат обязательному рассмотрению, может быть принято решение:

  1. Рекомендовать отклонить акт. При этом должны быть изложены основания, в соответствии с которыми принято такое решение.
  2. Рекомендовать одобрить документ.

Рассмотрение на заседании СФ

Оно начинается с оглашения заключения, составленного ответственным комитетом СФ. Решение отклонить или одобрить закон без обсуждения либо рассмотреть его на заседании. По итогам обсуждения Совет Федераций принимает или отклоняет документ.

Закон, который не подлежит обязательному рассмотрению, считается одобренным, если не был рассмотрен в двухнедельный срок. Акты, которые должны быть обсуждены в СФ, ставятся на ание.

При недостаточной подготовке вопроса о рассмотрении, Совет Федерации может перенести процедуру на следующее заседание.

Постановление

Закон будет считаться отклоненным, если за него не проало нужное количество членов СФ. Решение об этом должно быть оформлено в виде Постановления. В этом документе может содержаться список статей, разделов, глав, по которым следует преодолеть разногласия между Госдумой и СФ.

Кроме этого, в Постановление может включаться предложение о формировании согласительной комиссии. В случае повторного рассмотрения Госдума принимает закон с учетом замечаний СФ, ответственный комитет подтверждает это в форме заключения.

После этого направляется предложение в СФ об одобрении документа без обсуждения. Если Госдума приняла только часть рекомендаций Совета Федераций, рассмотрение в СФ осуществляется как вновь принятого документа. Постановление об отклонении либо одобрении нормативного акта направляется в Госдуму.

Это должно быть сделать в пятидневный срок с момента принятия соответствующего Постановления.

Завершающий этап

Закон, который принят Госдумой и одобрен в Совете Федерации, отправляется Председателем СФ главе государства. Вместе с документом передается и Постановление СФ.

Отправка нормативных актов осуществляется в пятидневный срок с даты подписания решения Советом Федерации. Президент страны подписывает принятый закон. После этого нормативный акт официально обнародуется.

Вместе с официальным опубликованием указывается срок, с которого закон вступает в действие.

Источник: https://www.syl.ru/article/216230/new_zakonodatelnaya-initsiativa-stadii-zakonodatelnogo-protsessa

Законодательная инициатива – «Энциклопедия»

Законодательная инициатива - «Энциклопедия»

ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ИНИЦИАТИВА, внесение в законодательный орган проекта законодательного акта управомоченным на то лицом (лицами) или органом (органами).

Законодательная инициатива – начальная стадия законодательного процесса; может быть парламентская, правительственная, президентская, специализированная, народная. Перечень управомоченных лиц и органов нередко содержится в конституциях (например, в части 1 ст. 104 Конституции Российской Федерации).

Внесённые ими проекты законодательный орган обязан рассмотреть, но не обязан принять и, даже приняв к рассмотрению, может внести в них существенные изменения. В некоторых странах (например, в Швейцарии) допускается законодательная инициатива, как в виде разработанного проекта, так и в виде общего предложения.

Обычно требуется, чтобы вносимые проекты сопровождались мотивировкой, финансовыми расчётами и другими документами.

Парламентская законодательная инициатива означает, что проекты законов вносятся субъектами, находящимися в составе законодательного органа (депутатами). В Федеральном собрании Российской Федерации правом законодательной инициативы обладает каждый депутат Государственной думы и каждый член Совета Федерации.

В Германии же допускается только групповая законодательная инициатива депутатов бундестага: законопроекты могут вносить лишь партийные фракции или группы депутатов, насчитывающие не менее 5% от состава палаты, то есть не менее 30 депутатов.

В ряде стран членам верхних палат парламентов индивидуальное или групповое право законодательной инициативой не предоставляется; оно принадлежит верхней палате в целом (Белоруссия, Польша и др.). В Австрии правом законодательной инициативы пользуются как Федеральный совет (верхняя палата) в целом, так и 1/3 его членов.

Для социалистических стран было характерно наделение правом законодательной инициативы также внутрипарламентских органов – комиссий. Ныне это встречается редко.

Так, согласно статьям 12 и 13 Закона КНР о правотворчестве, законодательная инициатива принадлежит президиуму Всекитайского собрания народных представителей (он существует лишь во время ежегодной кратковременной сессии), а также, помимо прочих субъектов, Постоянному комитету Всекитайского собрания народных представителей (это избранный Всекитайским собранием из его состава орган, издающий законы по многим вопросам и замещающий Всекитайское собрание в период между сессиями), специальным комитетам и делегациям (территориальным и армейскому объединениям депутатов). Парламентские комиссии имеют право законодательной инициативы также в Бразилии.

Реклама

Законодательная  инициатива исполнительной власти (правительственная и президентская) преобладает, так как правительство чаще сталкивается с проблемами, нуждающимися в законодательном разрешении, и имеет больше специалистов, способных готовить качественные законопроекты.

В тех странах, где правительство – коллегиальный орган исполнительной власти, конституции обычно наделяют его правом законодательной инициативы. Так, во Франции и странах, воспринявших её конституционную модель, проекты законов, внесённые депутатами парламента, именуются закононредложениями, а внесённые правительством – законопроектами.

В США президент не имеет права законодательной инициативы (кроме бюджетной инициативы), а в Бразилии, наоборот, президент обладает не только правом законодательной инициативы по любому вопросу, но по вопросам организации публичной администрации, вооруженных сил, прокуратуры и некоторым другим его право законодательной инициативы – исключительное.

Правительствам нередко принадлежит исключительное право законодательной инициативы по вопросам бюджета, ратификации и денонсации международных договоров. В России заключение правительства обязательно требуется для внесения законопроектов, предусматривающих расходы из федерального бюджета.

В Германии правительственные законопроекты до внесения в бундестаг рассматриваются бундесратом, а законопроекты бундесрата – Федеральным правительством.

Специализированная законодательная инициатива осуществляется органами, предусмотренными в конституциях и законах.

Так, в России правом законодательной инициативы обладают законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также (по вопросам их ведения) Конституционный суд Российской Федерации, Верховный суд Российской Федерации, Высший арбитражный суд Российской Федерации.

В Италии правом законодательной инициативы пользуются также областные советы, а по экономическим и социальным вопросам – Национальный совет экономики и труда. В Бразилии к числу субъектов права законодательной инициативы отнесены также Генеральный прокурор республики и Федеральный верховный суд.

Народная законодательная инициатива – результат волеизъявления значительных групп избирателей, предлагающих какое-либо законодательное решение. В Бразилии это не менее 1% избирателей, проживающих не меньше, чем в пяти штатах, в каждом из которых должно быть собрано не менее 0,3% подписей избирателей.

В Италии законопроект может быть внесён не менее чем 50 тысячами избирателей, в Испании – не менее чем 500 тысячами, причём народная законодательная инициатива не допускается по вопросам, регулируемым органическими законами (связанным с основными правами и свободами, введением уставов автономных сообществ, установлением основ избирательной системы и др.), по вопросам налогообложения, международных отношений и помилования. В Австрии народная законодательная инициатива может исходить от 100 тысяч избирателей или от 1/6 избирателей трёх земель, в Венесуэле – не менее чем от 0,1% зарегистрированных избирателей.

В некоторых странах определён особый круг субъектов права законодательной инициативы по вопросам изменения конституции, принятия или отмены конституционных, органических или дополняющих (конституцию) законов. Согласно ст.

134 Конституции Российской Федерации, предложения о поправках и пересмотре её положений могут вносить Президент Российской Федерации, Совет Федерации, Государственная дума, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, а также не менее 1/5 членов Совета Федерации или депутатов Государственной думы. В Бразилии ст. 60 Конституции предоставляет право законодательной инициативы по изменению Конституции не менее чем 1/3 членов Палаты депутатов или Федерального сената, Президенту республики, более чем половине законодательных собраний федеральных единиц, которые должны принять соответствующее решение относительным большинством своих членов.

Лит.: Керимов А. Д. Парламентское право Франции. М., 1998; Авакьян С. А. Федеральное Собрание – парламент России. М., 1999; Ковачев Д. А. Проблемы конституционного права. М., 2003; Парламентское право России / Ред. О. Н. Булаков. М., 2006.

Б. А. Страшун.

Источник: http://knowledge.su/z/zakonodatelnaya-initsiativa

Юрпомощь
Добавить комментарий