Что такое активное избирательное право и кому оно дается?

Содержание
  1. Активное избирательное право – это что такое, кому оно дается? :
  2. Разбор термина
  3. Активное и пассивное: различия
  4. Ограничение данного права в мире
  5. Возрастной ценз
  6. Ценз гражданства
  7. Ценз оседлости
  8. Имущественный ценз
  9. Образовательный ценз
  10. Религиозный ценз
  11. Расовый ценз
  12. Половой ценз
  13. Моральный ценз
  14. Прямое и косвенное избирательное право
  15. Свободное избирательное право и плюральный вотум
  16. Избирательное право – возможность или обязанность?
  17. Активное и пассивное избирательное право. Избирательные права граждан и принципы их осуществления :
  18. Конституционные гарантии прав и свобод граждан
  19. Понятие
  20. Избирательные права в субъективном смысле
  21. В объективном смысле
  22. Активное право
  23. Пассивное право
  24. Принципы
  25. Сущность выборов
  26. Гарантии избирательного права
  27. Заключение
  28. Избирательное право граждан. пассивное и активное избирательное право

Активное избирательное право – это что такое, кому оно дается? :

Избирательное право – важная категория в системе демократического государства. Во многих странах, в т. ч. и в РФ, положения о нем вынесены в главный закон – Конституцию. Но что такое активное избирательное право? Какие имеет особенности, в чем его ключевые отличия от пассивного? Кто из граждан может обладать таким правом? Этим и сопутствующим вопросам и будет посвящена статья.

Разбор термина

Активное избирательное право – это право абсолютно любого гражданина избирать. Это право участвовать во всех общегражданских выборах власти – президента, депутатов в парламент, в органы местного самоуправления и проч.

Именно активное избирательное право является одной из важнейших составляющих системы управления государством демократического строя. Оно позволяет прийти к власти именно тем лицам, за которых выступает большинство избирателей.

Если мы посмотрим на мировые государства, то увидим, что в большинстве из них активным избирательным правом обладают все дееспособные и совершеннолетние граждане. Есть и исключения. В некоторых странах это право трансформировано в обязанность, долг. То есть за отклонение от его воплощения предусмотрено наказание, штрафы.

Активное избирательное право гражданина – это результат общественного прогресса, длившегося столетия, одно из важнейших достижений мировой цивилизации.

Многие века это право, например, не распространялось на женщин, представителей некоторых рас. Где-то был в ходу имущественный ценз.

К сожалению, даже сегодня в мире активным избирательным правом не во всех странах граждане обладают наравне. Порой голоса одних “весят” тяжелее выбора других.

Отметим, что активное избирательное право в РФ и других прогрессивных странах – не только выбор состава представительной и исполнительной власти. Это и принятие участия в референдумах – общенародных аниях по совместному решению важнейших для государства вопросов.

Активное и пассивное: различия

Давайте рассмотрим ключевые различия между пассивным и активным избирательным правом.

Активное Пассивное
Право избирать. Право быть избранным.
Иными словами, это право участвовать в выборах.Что касается РФ, то оно есть у всех дееспособных совершеннолетних (старше 18 лет) граждан вне зависимости от их возраста, расы, полы, национальности, вероисповедания.Активное избирательное право в РФ – это возможность, которую не имеют только граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, помещенные в места лишения свободы Правом избираться во властные структуры в Российской Федерации обладает любой из дееспособных граждан. Применяются только возрастные ограничения:
  • Для кандидатов в депутаты Государственной думы – старше 21 года.
  • Для кандидатов на пост Президента России – старше 35 лет. При этом важно, чтобы перед баллотированием гражданин не менее 10 лет проживал на территории РФ

Перейдем к следующей теме разговора.

Ограничение данного права в мире

Если мы рассмотрим мировые законодательства касательно активного и пассивного избирательного права граждан, то можем столкнуться с таким понятием, как ценз – обязательное условие, соблюдение которого допускает лицо к участию в ании.

Цензы можно разделить на несколько категорий:

  • Возрастные.
  • Образовательные.
  • Оседлости.
  • Религиозные.
  • Гражданства.
  • Имущественные.
  • Моральные.
  • Расовые.
  • Половые.

Давайте рассмотрим каждую категорию подробно.

Возрастной ценз

Это ограничение предполагает, что гражданин, обладающий активным избирательным правом, достиг определенного возраста.

Посмотрим на примеры:

  • Самый распространенный рубеж – 18 лет. Именно такой возрастной ценз характерен для России, Германии, Великобритании, Италии и проч.
  • 20 лет – с этого возраста допускается ать в Японии и Швейцарии.
  • 16 лет – ценз, характерный для государств Ближнего Востока.

Какая планка наиболее верная – сложный вопрос. Ведь указанный возрастной ценз более основывается на традиционные, культурные особенности народа.

Интересный факт: ни в одной цивилизованной стране мира не установлена верхняя планка – возраст, по достижении которого уже не допускается ни ать, ни быть избранным.

Ценз гражданства

Кроме возраста, активное избирательное право зависит и от того факта, насколько долго лицо было гражданином данной страны. Примером могут послужить Соединенные Штаты.

Но тут ценз распространяется только на пассивное избирательное право. Конгрессменом может стать человек, являющийся гражданином США более 7 лет.

А быть избранным в Сенат – только лицо, что считается подданным Соединенных Штатов Америки более 9 лет.

Ценз оседлости

Что это значит? Гражданин имеет возможность воспользоваться своим активным избирательным правом на выборах только после того, как проживет на территории данного государства определенный срок.

В России такого ценза не существует. Все граждане РФ, в том числе новоиспеченные, будучи совершеннолетними и дееспособными, имеют право ать. А вот во Франции данный ценз есть – в стране нужно прожить 6 месяцев перед участием в выборах в качестве избирателя. А, например, в Новой Зеландии право обретается спустя 3 месяца после проживания в стране в качестве подданного государства.

Имущественный ценз

Чем больше мировое сообщество продвигается в гуманистическом прогрессе, тем дальше мы уходим от имущественного ценза. Это ограничение на участие в выборах, референдумах тех лиц, кто не владеет имуществом на определенную сумму или не уплачивает налоги свыше обозначенной законом черты.

Хоть сегодня оно отменено практически во всех странах, надо помнить, что имущественный ценз был характерен для Европы еще прошлого века! Его наличие объяснялось просто: не допустить к власти неугодный малообеспеченный класс населения, дабы она держалась сконцентрированной только в руках обеспеченных граждан.

Образовательный ценз

Достаточно редко встречающееся ограничение. Здесь активное избирательное право отсутствует у человека, который не имеет какого-либо минимального уровня образования.

Однако в большинстве государств образовательный ценз все же распространяется на избирательное пассивное право.

Примером тут выступит Бразилия – неграмотный гражданин не может баллотироваться в этой стране на должность представителя государственной власти.

Характерно ограничение для государств “третьего мира” – чтобы участвовать в выборах, человек должен уметь читать и писать, а также понимать содержание Конституции.

Религиозный ценз

Объясняется как невозможность выбирать и быть избранными в отношении тех лиц, кто исповедует религию, отличную от государственной, или же является атеистом.

Религиозный ценз – не редкость в современности. В основном, речь идет о восточных странах. В Иране, например, немусульманин никак не может быть избранным в парламентский орган.

Расовый ценз

Здесь все просто – недопущение к участию в выборах и в качестве кандидата, и в качестве избирателя представителей отдельной расы. Сегодня найти такое ограничение – большая редкость. Весь мир – и цивилизованные страны, и развивающиеся, – стремится к расовому равенству на всей планете.

Но если мы посмотрим даже в недавнее прошлое, то увидим, что так было не всегда. Даже если взять во внимание самое демократичное государство в мире – США. В определенную веху истории к выборам там допускалось только белое население.

Половой ценз

Ограничение на владение активным избирательным правом по половому признаку сегодня тоже в мире почти искоренено. А в относительно недавнем прошлом практически все страны были приверженцами патриархата – у женщин не было прав ни избирать, ни быть избранными.

Моральный ценз

И последнее ограничение на избирательное право, о котором мы хотим вам рассказать. Приведем его примеры:

  • Российская Федерация. В нашей стране не имеют права ать преступники – лица, приговоренные к лишению свободы, чья вина предварительно была доказана судом. Однако после освобождения такой гражданин полностью восстанавливается в избирательных правах – даже может быть избран в парламент, президентом.
  • Мексика. Права голоса нет у граждан, злоупотребляющих наркотиками.
  • Голландия. Лица, лишенные родительских прав, автоматически теряют и избирательное.

Таким образом, моральный ценз будет самым прогрессивным из всех вышеперечисленных. Ведь он прямо направлен на то, чтобы оздоровить общество.

Прямое и косвенное избирательное право

Помимо разделения на активное и пассивное избирательное право, вы можете встретить и такую распространенную классификацию:

  • Прямое право. Это возможность гражданина отдать свой голос непосредственно за того кандидата, что ему кажется наиболее подходящим на определенную государственную роль. Так избирается президент РФ, представители местных органов власти.
  • Косвенное право. Здесь же избиратели своими отданными голосами формируют только коллегию, что признана проать за назначение на должность того или иного кандидата. Выборы такого типа могут быть многоступенчатыми – система направлена на избрание самого компетентного лица. Каков же пример этого? Именно данным путем избирается президент Соединенных Штатов.

Свободное избирательное право и плюральный вотум

Широко встречается и такая классификация избирательного права. Разберем ее:

  • Свободное избирательное право. Голос любого избирателя будет равен по весу голосу иного гражданина.
  • Плюральный вотум. В этом случае голос конкретного лица будет цениться выше, чем голоса его соотечественников, принадлежащих к иной группе. Такой подход помогает защитить меньшинство. Например, если какая-то часть социума незначительна, но выборы прямо влияют на ее права и интересы, ситуацию как раз-таки и спасает плюральный вотум. Такая с первого взгляда несправедливость позволяет защитить меньшинство от мнений подавляющей группы населения, не ущемить его в правах.

Избирательное право – возможность или обязанность?

Что касается России, то в нашем государстве участие в выборах в качестве избирателя или кандидата – это возможность гражданина. Не будет никаких последствий для лица, если он ею не воспользуется.

Но такая ситуация характерна не для всех стран. Где-то граждан обязывают участвовать в политической жизни. Лицо, не явившееся на выборы, должно назвать уважительную причину, что не позволила ему воспользоваться активным избирательным правом, а также подтвердить ее. В противном случае гражданин выплачивает весомый денежный штраф. А где-то ему предстоит даже административный арест.

На фоне современной политической жизни такая обязанность рассматривается двояко. Во многих цивилизованных государствах налицо абсентеизм – нежелание гражданского общества участвовать в избирательном процессе.

А так как порог явки на выборы почти повсеместно отменен, то они признаются состоявшимися даже при визите одного избирателя.

Это ведет к тому, что выбор за все гражданское общество делает несущественная группа лиц, чье мнение вполне может расходиться с подавляющим.

Активное избирательное право – это возможность выбирать. Президента, депутатов парламента, оставлять свой голос при референдуме. Право характерно для всех современных демократических обществ.

Источник: https://www.syl.ru/article/378462/aktivnoe-izbiratelnoe-pravo---eto-chto-takoe-komu-ono-daetsya

Активное и пассивное избирательное право. Избирательные права граждан и принципы их осуществления :

В данной статье представлено определение и характеристика таких понятий, как активное и пассивное избирательное право. Будет дана оценка их принципам, сущности и гарантиям. Также будет охарактеризовано понятие избирательных прав в объективном и субъективном смысле.

Конституционные гарантии прав и свобод граждан

Все принципы демократии, которые относятся к проведению и организации выборов, закреплены в таком нормативном акте, как Конституция.

Избирательное право представлено законодательной системой, закрепляющей организационную систему государственной власти, которая направлена на стабилизацию политико-правовых и социально-экономических процессов.

Также этот вид права представлен в форме юридической базы для проведения всех типов демократических реформ.

Приоритетным направлением осуществления реформы государственно-правового значения считается оптимизация избирательной системы и права в целом. Избирательная система является гарантом прав граждан, также она направлена на обеспечение соответствующего уровня выборных процессов.

Гарантиями свободных выборов считаются средства и условия, которые предоставляют избирателям осознанную и реальную свободу волеизъявления, защиту их интересов и избирательных прав, охрану избирательных блоков и объединений.

Понятие

Избирательные права граждан занимают значительное место в жизни государства. Свободные выборы — один из правовых способов легитимации власти государства. Для успешного решения поставленных избирательных задач особое значение представляет качество соответствующего законодательства и практики проведения выборов в целом.

Избирательные права граждан РФ — это закреплённая Конституцией возможность избирать, а также быть избранными для работы в органах государственной власти, участвовать в предвыборной агитации, выдвижении кандидатов, в наблюдении за избирательным процессом и работой избирательной комиссии. Также это право предоставляет возможность устанавливать итоги ания и определять результаты выборов.

Избирательные права в субъективном смысле

В определение данного понятия входят конституционные права граждан РФ, которые предполагают участие в проведении и установлении результатов выборов, выдвижении кандидатов, в предвыборной агитации и работе избирательных комиссий.

Все свободные и дееспособные граждане, независимо от оснований приобретённого гражданства, национальной и расовой принадлежности, имущественного и социального положения, языка и образования, характера политических убеждений и занятий, отношения к религии, обладают равными избирательными правами. В выборах не участвуют лица, признанные судом как недееспособные, и те, которые содержатся по приговору суда в местах лишения свободы.

В объективном смысле

Объективное избирательное право – одна из подотраслей конституционного законодательства, представленная в виде совокупности юридически значимых норм, направленных на регулирование отношений и действий, возникающих в процессе выборов.

Источниками избирательных прав являются:

  1. Федеральные законы.
  2. Конституция РФ.
  3. Законодательство субъектов РФ: уставы краёв, конституции республик, городов с федеральным значением.

Кроме того, понятие избирательного права охватывает совокупность нормативных актов (регулируют выборы президента и депутатов), а также сложившиеся обычаи, на основании которых проводятся выборы. Обычное право также считается составной частью системы избирательного законодательства.

Активное право

Активное и пассивное избирательное право призвано регулировать правоотношения, которые складываются между государством, избирателями и кандидатами. Активное право – это неотъемлемое право народа участвовать в выборах и избирать кандидатов в органы власти. Активными избирательными правами наделены граждане, которые территориально закреплены в пределах одного из избирательных округов.

Пребывание человека вне места фактического проживания во время проведения выборов не может служить основанием для лишения его законного права участия в них. Законодательно предполагается активное участие в процессе граждан, которые во время избирательного процесса находятся за пределами своего округа.

Пассивное право

Активное и пассивное избирательное право имеет общую черту, которая направлена на осуществление человеком своих избирательных полномочий.

Пассивное право закрепляет возможность лица быть избранным в государственные органы власти. Для реализации пассивных избирательных прав законодательством предусмотрены определённые условия, к которым относятся состояние здоровья кандидата, срок проживания на территории страны. Пассивное право ограничивается более высоким возрастным критерием, чем активное.

Таким образом, право гражданина баллотироваться в депутаты наступает после достижения им 21 года, избираться в президенты возможно с 35 лет. Избирательные права осуществляются на базе принципов, которые были установлены на основании всемирно разработанных норм.

Принципы

Активное и пассивное избирательное право реализуются на базе определённых принципов, которые установлены и закреплены законом.

Конституция закрепляет четы­ре основополагающих принципа для избирательного права:

  1. Равенство.
  2. Всеобщность.
  3. Тайное ание.
  4. Прямые выборы.

Принципы избирательного права, выраженные в равенстве, подразумевают такие черты:

  • все избиратели выражают право голоса на равных основаниях, при этом составляют единый избирательный корпус;
  • избиратели имеют равное количество ;
  • каждый депутат может быть избран от одинакового количества избира­телей, это означает, что каждый из имеет равнозначный вес.

Одномандатные округа имеют равное количество избирателей. Многомандатные формируются с раз­ным количеством кандидатов – оно соответствует по пропорциям числу избирателей.

Принципы избирательного права, которые выражены во всеобщности, означают, что участие в выборах предоставлено гражданам РФ, достигшим установленного законом возраста, для осуществления своих активных и пассивных прав избирателя.

Тайное ание – принцип, закрепляющий право граждан оставить свою избирательную волю втайне. В России все уровни выборов происходят путём выдачи бюллетеней. Прямые выборы означают осуществление избирательных прав путём прямого ания. Примером могут служить выборы в Государственную думу.

Сущность выборов

В современном обществе выборы считаются процедурой, благодаря которой обеспечивается участие народа в формировании законодательных, представительных, исполнительных и судебных органов. С выборами тесно связана реализация всех существующих политических прав народа. Выборы — это один из способов существования демократии, передачи власти посредством волеизъявления народа.

Существуют выборы президента, парламентские, общенациональные президентские, в Законодательные собрания, в органы местного самоуправления. Люди избирают в первую очередь представителей, которые пользуются их доверием. Таким образом, власть, избранная народом, является признанной и легитимной.

Выборы рассматриваются в виде формы контроля массы населения за правящей элитой.

Если власть не оправдывает интересы избирателей, они предоставляют возможность заменить её и допустить к власти оппозицию (она, как правило, является критиком существующего правительства).

С другой стороны, правительство тоже вправе изменить сложившуюся политическую ситуацию под непосредственным давлением избирателей.

Гарантии избирательного права

Избирательные права народа защищены законодательно от любых проявлений дискриминации. Предполагается, что гражданин РФ вправе не только избирать, но и быть избранным вне зависимости от национальности, расы, пола, происхождения, языка, должностного и имущественного положения.

Выборы являются обязательными, поэтому проводятся в установленные законом сроки. Российское законодательство касательно выборов не предусматривает языкового, образовательного, имущественного ценза.

Ценз, выраженный в предыдущем избрании, означает, что в государственные органы не может выбираться лицо, которое исполняло свои властные полномочия два созыва подряд.

Таким образом, Конституции устанавливает порядок избрания президента, при котором он не может занимать должность больше чем два срока подряд.

Ценз неизбираемости означает, что некоторые должностные лица не вправе выдвигаться кандидатами на выборы, пока не ушли в отставку с занимаемых должностей, которые могут противоречить исполнению государственных полномочий (прокуроры, судьи, губернаторы).

Несовместимость означает запрет на занятия выборной и государственной должности одновременно. Она не может исключить возможности избрать лицо, которое занимает государственную должность, в одно из представительных учреждений.

Заключение

Избирательное право – важная отрасль конституционного права, содержащая нормы, которые регулируют порядок реализации избирательного процесса. При нем граждане могут избирать, а также быть избранными. Избирательные права находятся в очень тесной взаимосвязи с правом на участие в управленческих делах государства.

Реализация прав избирателя взаимосвязана с другими конституционными свободами и правами:

  • со свободой слова и мысли;
  • свободой получать, искать, передавать, распространять и производить информацию всеми законными способами;
  • свободой мирных собраний, митингов, демонстраций.

Ограничения в пассивном избирательном праве устанавливает Конституция и федеральные законы.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-aktivnoe-i-passivnoe-izbiratelnoe-pravo.html

Избирательное право граждан. пассивное и активное избирательное право

В статье 32Конституции Российской Федерации гарантировано право граждан РоссийскойФедерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органыместного самоуправления.

Это конституционное право граждан представляет собойгарантированную юридическую возможность для каждого гражданина участвовать ввыборах в качестве избирателя, то есть лица, голосующего на выборах, а такжебаллотироваться в качестве кандидата в депутаты или кандидата на выборнуюдолжность.

Закрепленные в Конституции избирательные права являются основными, базовымии обеспечиваются целым рядом конкретных прав граждан, сфокусированных наотдельных стадиях избирательного процесса (образования избирательных округов,формирования избирательных комиссий, составления списков избирателей,выдвижения и регистрации кандидатов, проведения предвыборной агитации,ания и т.д.). Использование гражданами указанных правомочий позволяет имсвободно осуществлять конституционное право избирать и быть избранными. Всясовокупность конкретных избирательных прав граждан раскрывается в федеральныхзаконах, законах субъектов Российской Федерации. Наиболее важные из этих прав иих гарантии установлены в Федеральном законе «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации».

 

Конституционноеизбирательное право граждан слагается из двух прав: активного избирательногоправа и пассивного избирательного права.

 

Активноеизбирательное право граждан означает право избирать в органы государственнойвласти и в выборные органы местного самоуправления.

Оно возникает придостижении гражданином 18 лет и отсутствии обстоятельств, исключающих всоответствии с частью 3 статьи 32 Конституции Российской Федерации участиеграждан в выборах (недееспособность, нахождение в местах лишения свободы по приговорусуда).

Иных ограничений в осуществлении гражданином активного избирательногоправа федеральные законы не предусматривают.

 

Активноеизбирательное право реализуется путем ания гражданина на выборах вРоссийской Федерации. Важнейшей предпосылкой реализации активногоизбирательного права является включение гражданина в списки избирателей.

 

Пассивноеизбирательное право обозначает право граждан Российской Федерации бытьизбранными в органы государственной власти и в выборные органы местногосамоуправления.

Базовые условия осуществления пассивного избирательного праватакие же, как и активного: не могут быть избранными в органы государственнойвласти и органы местного самоуправления граждане, признанные судомнедееспособными, или граждане, содержащиеся в местах лишения свободы поприговору суда.

 

Историяразвития избирательного права такова, что признание за гражданином какпассивного, так и активного избирательного права ставилось в зависимость отзначительного количества различного рода цензов. Это были имущественные,половые, образовательные, сословные цензы.

 

КонституцияРоссийской Федерации и федеральные законы устанавливают повышенные возрастныетребования для кандидатов и некоторые другие условия для осуществлениягражданами пассивного избирательного права.

Так, согласно статье 81 КонституцииРоссийской Федерации Президентом Российской Федерации может быть избрангражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий вРоссийской Федерации не менее 10 лет.

В соответствии со статьей 97 КонституцииРоссийской Федерации депутатом Государственной Думы может быть избран гражданинРоссийской Федерации, достигший 21 года.

 

Одним изиндикаторов того, насколько население способно к самоорганизации ивзаимодействию, является различие в активности избирателей на федеральных иместных выборах, когда избираются органы власти, наиболее близкиенепосредственно к конкретному жителю.

Именно отношение населения к местнымвыборам может служить лучшей иллюстрацией состояния взаимоотношений власти иобщества, отражать реальную степень развитости социальных сетей на той или инойтерритории. Оно характеризует реальное состояние массового сознания,особенности политической культуры, реальную легитимность институтов управления.

Именно по этому показателю особенно ярко видны глубокие социокультурныеразличия между регионами страны. А уже они ведут к применению в разных регионахразных предвыборных технологий.

 

Может бытьименно в изменении за 1990-е информационной среды и надо искать одну изключевых причин такого резкого изменения поведения обывателя от повышеннойполитической активности к явной апатии.

 

В российскойизбирательной культуре очень сильны патерналистские начала, как следствие -высокая зависимость населения от региональной элиты, ведущая в свою очередь кформирование авторитарных политических режимов.

Публичная политика и выборыявляются зачастую ритуальным мероприятием, лишь легитимизирующим негласныедоговоренности. Сверхвысокая явка как на местных, так и на федеральных выборах(часто в районе 90%), причем смена отношений в элите резко меняет и результатыаний.

«Независимых» же элементов в системе практически нет и голоса за«третьих» кандидатов всегда на уровне погрешности – будь выборы президента РФили Государственной думы РФ.

На всех местных выборах решающее значение имеетличный образ кандидата, а не его партийность и отмечается высокая степенькорреляции между этнической принадлежностью кандидата и числом полученных им.

 

В Россиифактически возникла система многоуровневых ограничений прав граждан на участиев выборах – сначала законодательство о политических партиях ограничивает правограждан на объединение в партии путем ограничений по их численному составу,предоставляемой для регистрации информации, запретом региональных партий (хотяРоссия является Федерацией) и т.д.

, а затем оно ограничивает партиивозможностью выдвижения кандидатов через чрезмерно жесткие требования к сборуподписей, внесению огромных залогов, проведению плановых и внеплановыхпроверок, ежегодной перерегистрации численности, оформлению соответствующейдокументации и т.д.

В этих условиях чтобы исполнить требования закона овыборах, надо вначале исполнить требования закона о политических партиях, чтовесьма сложно и трудоемко.

 

Однако никтоне станет спорить, что количество участвующих в выборах кандидатов, если емуискусственно не мешает закон, отражает настроение в обществе и его потребности.

Если большинство интересов граждан учитывается ведущими партиями, то и общеечисло партий невелико, если же плюрализм интересов широк и общество разбито намножество групп по своим отраслевым, этническим, конфессиональным,идеологическим и иным признакам, то число списков естественно увеличивается.

Да, кому-то может не нравиться, что кандидатом стал тот или иной человек, ноналичие равных политических прав это – условие демократии.

 

Единственныймеханизм, стимулирующий власть работать эффективно, то есть работать винтересах населения – это конкуренция. Убеждена, что в нынешних российскихусловиях необходимо восстановить смешанную избирательную систему, сочетающуютерриториальные и партийные интересы. Выборы только по спискам в современнойРоссии превращаются в референдум среди отобранных кандидатов.

 

Нетабстрактного государства, а есть лишь интересы конкретных граждан, которые имеютправо использовать (и используют) любые ограничительные нормы закона какэлемент удовлетворения своих интересов и потребностей.

Излишнее ужесточениезаконодательства, включение в него заведомо невыполнимых норм вынуждаюткандидатов, партии, прессу искать пути обхода закона, поощряют развитиекоррупции, затягивают в стране формирование должного для цивилизованных странуровня политической культуры.

 

Необходимо называтьвещи своими именами и приучать общество жить открыто, не прибегая постоянно кискусственному обхождению закона.

 

На самом делемногие российские регионы либо находятся на грани качественного измененияотношения населения к выборам, либо уже перешли ее, не смотря на популистскиеобещания и фиктивные программы, а на личности тех, кто избирается ипрактический личный опыт их деятельности на территории.

А это говорит о том,что несмотря на все де-факто возникает и начинает все сильнее осознавать себято, что называется гражданским обществом. Жизнь не станет проще от того, чтокому-то так хочется.

Все годы проведения в России того, что принято называть«демократическими выборами» (а именно свободные конкурентные многопартийнымивыборы стали главным политическим отличием системы власти новой демократическойРоссии от однопартийного режима советской власти в СССР) в России идетперманентная, не прекращающаяся избирательная реформа.

Причем процессреформирования избирательного законодательства как правило инициируетсяпредставителями исполнительной власти и имеет очевидной целью упрочить ееположение и сохранить власть в руках господствующей группировки.

 

Вероятно, чтокомиссии удобнее работать с меньшим числом кандидатов и партий, толькозаинтересовано ли в этом общество? Сужает или расширяет уменьшение числа«допущенных» общее число представленных на выборах групп населения? Ответочевиден – политическая представительность при такой системе не может неснижаться, как и представленность прав меньшинств.

 

Это иллюзия,что населению можно просто не давать реального выбора, в итоге превратив выборыв референдум может привести к недовольству населения, которое никуда неденется, а утрата доверия населения приведет к утрате властью точек опоры вобществе, которое будет вынуждено искать иные способы борьбы за свои права иинтересы, что чревато самыми негативными последствиями. Если институты невыполняют свои функции, у них есть риск просто сойти с политической сцены,уступив место другим институтам.

Очевидно, что от многих «нововведений» последних лет нужно отказаться,пока они не нанесли слишком большого ущерба – нужно либерализировать закон ополитических партиях, в частности, разрешив создание региональных партий,расширить права средств массовой информации по освещению выборов, например,  вернуться к 5% барьеру. При сохраненииограничений размеров избирательных фондов «чёрный нал» и незаконноефинансирование выборов останутся неизбежными, так как имеющиеся ограничения вомногих случаях вообще не дают возможности ведения честной избирательнойкомпании (во всяком случае, для неофициальных кандидатов). Более активнойдолжна быть и позиция институтов гражданского общества, которые пока, ксожалению, довольно вяло реагируют на очевидное наступление на избирательныеправа граждан. Без нее добиться нормализации ситуации будет затруднительно.

Источник: http://www.informio.ru/publications/id56/Izbiratelnoe-pravo-grazhdan-passivnoe-i-aktivnoe-izbiratelnoe-pravo

Юрпомощь
Добавить комментарий