Закон об индивидуальном предпринимательстве: предыстория основные постулаты нюансы и советы

Содержание

Закон ИП (об индивидуальном предпринимательстве): нюансы

Добавлено в закладки: 0

Большинство начинающих предпринимателей, прежде чем зарегистрировать свой бизнес, приступают к изучению нормативно правовых актов, которые регламентируют предпринимательскую деятельность. А именно, закон об ИП вызывает наибольший интерес.

Стоит заметить, что это стремление лишь с положительной стороны характеризует делового человека. Но проблема заключается в том, что единые нормативно-юридические положения, четко регулирующие предпринимательскую деятельность, попросту отсутствуют.

В 1986 году в бывшем СССР принят закон «Об индивидуальной трудовой деятельности», разрешающий физическим лицам заниматься предпринимательством. Но, несмотря на это, закон об индивидуальном предпринимательстве, который был бы актуальным, на сегодняшний день не утвержден.

В конце 90-х народные избранники систематически настаивали на данном правовом аспекте, но постепенно инициатива поутихла. Как следствие, законодательство в предпринимательстве не имеет четкого единого правового документа, а разбросано по разным законоположениям и кодексам.

Поэтому само понятие индивидуальный предприниматель устанавливается на основе Гражданского кодекса РФ. А правила регистрации прописаны в Федеральном законе РФ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В свою очередь, это затрудняет решение множества ситуаций, связанных с бизнесом. По мнению экспертов, предпринимателям, которые ликвидировали свою деятельность и скрываются от налоговых сборов, помог бы в решении проблемы закон об ИП, определяющий банкротство. Сегодняшний порядок действий в этом вопросе подразумевает большие затраты не только по времени, но и в финансовом плане.

Не урегулированные положения в отношении предпринимательской деятельности создают проблемы в решении сложных ситуаций не только самим частникам, но и контролирующим органам. Особенно это касается тех, кто только начинает свой бизнес и просматривают закон об индивидуальном предпринимательстве в поисках полезной для себя информации.

Проблема заключается еще и в том, что человеку, не владеющему начальными знаниями в юриспруденции, не под силу самостоятельно разобраться в действующем государственном законодательстве. В то время как постоянно вносятся новые дополнения и коррективы к законам. Поэтому правовые аспекты предпринимательства должны быть прописаны на уровне Федерального закона.

Реформирование нормативно правовых актов

Стоит заметить, что издание новых законов, касающихся непосредственно индивидуальных предпринимателей, не происходит, но в свою очередь появляются все новые нормативно-правовые указы, которые вносят коррективы в закон об ИП.

Недавно были внесены поправки в закон для индивидуальных предпринимателей о бухгалтерском учете.

Они имеют отношение к тем предпринимателям, которые находятся на упрощенном налоговом режиме, обязывая их с начала текущего года вести форму бухгалтерского учета.

Разного рода поправки происходят систематически, поэтому в огромной кипе законодательных актов даже при большом желании не всегда имеется возможность отслеживать нововведения.

Хотелось бы добавить, что количество уже имеющихся правовых норм в ИП могут увеличиваться за счет нормативных актов, созданных органами исполнительной власти в регионах и городах. Иногда они могут иметь даже разногласия.

Это в который раз ставит ударение на том, что новый отдельный закон об ИП, в котором четко обозначены все пункты частного предпринимательства, просто необходим.

Решением проблемы может стать объединение уже действующих законов и нормативных актов в один свод правового документа, поскольку большая часть из них грамотны и результативны.

Однозначно, человек решивший зарегистрировать ИП, должен быть готов к трудностям. Поиск всех нужных законов в сложной системе российского права занимает много времени, а иногда и требуется помощь юристов.

Главным рычагом предпринимательской деятельности является Гражданский кодекс РФ. Здесь найдется ответ на любой вопрос и в отношениях с поставщиками или партнерами, и с представителями государственных служб.

Физическим лицам, прежде чем начать собирать документы для оформления предпринимательства, стоит перечитать регистрационный закон, чтобы иметь хоть малейшее представление о процессе государственной регистрации ИП.

Государственную регистрацию согласно федеральному закону проводит Инспекция Федеральной Налоговой Службы. Поэтому стоит следить за изменениями в Гражданском и Налоговом кодексе РФ на протяжении всей предпринимательской деятельности. Незнание законов не снимает ответственность с правонарушителей.

Юридический статус предпринимателя

Согласно действующему законодательству предприниматель относится к физическим лицам, но обладает правами юридических. ИП без регистрации имеет право только на разовые доходы либо прибыль от использования имущества. Отличие индивидуального предпринимателя от юридического лица заключается в следующем:

  1. Упрощенный порядок регистрации, для ИП требуется меньший пакет документов. Государственная пошлина в несколько раз меньше, чем при постановке на учет юридического лица.
  2.  Не требуется создание уставного капитала и формирования учредительной документации.
  3. Предприниматель может работать без кассы, поэтому к нему не применяются нормы по ведению кассовых операций.
  4. Единственный владелец бизнеса – непосредственно сам предприниматель, в то время как активами юридического лица могут распоряжаться несколько учредителей.
  5. Бизнес ИП не продается.
  6. Сотрудники в штате организации обладают большими правами. Так, например, при ликвидации юридического лица им могут быть выплачены компенсации.

Таким образом, на практике осуществление предпринимательской деятельности не регулируется определенным законом. Права предпринимателей, обязанности и нормы регулируются Гражданским и Налоговым кодексом, а также письмами, распоряжениями Налоговой инспекции и Министерства финансов.

Источник: https://biznes-prost.ru/zakonodatelstvo-dlya-individualnogo-predprinimatelya.html

Закон об ИП – что надо знать о предпринимательской деятельности?

Начинающий предприниматель или уже опытный и длительное время работающий бизнесмен всегда испытывает правовой информационный голод.

Если он не является по специальности юристом, и не имеет правовой практики, то ему достаточно трудно разобраться во всем многообразии законодательных актов которые регулируют положение индивидуальных предпринимателей и вопросы предпринимательской деятельности.

Федеральный закон об индивидуальных предпринимателях, о принятии которого говорили одно время, так и не был принят и единого нормативного акта объединяющего в себе все нормы направленные на регулирование деятельности предпринимателей в настоящее время в России не существует.

В предлагаемой статье постараемся восполнить данный пробел и объединить все, что говорит закон об ИП, его статусе и деятельности, которую он ведет.

Общие правила, регулирующие деятельность индивидуальных предпринимателей

Так или иначе, все нормативные акты, которые, издаются в Российской Федерации, должны соответствовать Конституции РФ.

Одновременно, если какой-то вопрос законом или иным документом не урегулирован, то всегда можно обратиться к Основному закону страны и найти там ответ.

Чем, в частности, и пользуются некоторые предприниматели, обжалуя различные нормативные и индивидуальные предписания, как не соответствующие Конституции РФ, в судебных инстанция, в том числе и Конституционном суде РФ.

Право на занятие предпринимательской деятельностью гарантировано каждому гражданину статье 34 Конституции РФ. Она позволяет каждому использовать свои способности и имеющееся у него имущество для занятия предпринимательской деятельностью.

Прямое использование данной статьи позволяет находить аргументы при оспаривании нормативных актов и распоряжений государственных органов, которые либо напрямую, либо косвенно препятствуют осуществлению предпринимательской деятельности.

При этом не столь важно касается это одного конкретного гражданина или неопределенного круга лиц, чьи права и законные интересы нарушены.

Расшифровка понятия предпринимательской деятельности содержится в Гражданском кодексе РФ. Данный нормативный акт, по мнению многих экспертов правоведов, является вторым по значимости законом в нашей стране. Предпринимательская деятельность, согласно статье 2 Кодекса, характеризуется следующими признаками:

  • данная деятельность осуществляется самостоятельно, на основе автономной воли субъекта,
  • она осуществляется на свой риск, и вся ответственность за результаты деятельности лежит на лице её осуществляющем,
  • направленность деятельности – получение прибыли, причем систематическое,
  • источники такой прибыли – использование имущества, продажа производимых или перепродаваемых товаров, оказание (выполнение) услуг (работ),
  • осуществляется при обязательной регистрации субъектов предпринимательской деятельности.

На предпринимательскую деятельность физических лиц распространяются те же нормы Гражданского кодекса РФ, что и на деятельность коммерческих организаций – юридических лиц.

Одновременно Гражданским кодексом РФ, установлено прямое условие, выполнение которого необходимо для возможности занятия гражданином предпринимательской деятельностью.

Статьей 23 Кодекса установлено, что физическое лицо вправе заниматься предпринимательством только с момента его государственной регистрации.

При этом если гражданин не осуществил предписываемой законом регистрации, но, тем не менее, такой деятельностью занимается, то к нему также будут применяться эти нормы.

Регистрация граждан в качестве предпринимателей осуществляется в соответствии с Законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей». Закон устанавливает, что для сбора информации обо всех гражданах ведущих предпринимательскую деятельность ведется Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Государственным органом уполномоченным регистрировать индивидуальных предпринимателей является Федеральная налоговая служба РФ. Именно в территориальный орган налоговой инспекции по месту своего постоянного жительство и требуется обращаться гражданину, если он желает зарегистрироваться в качестве предпринимателя.

Налоговые вопросы деятельности ИП

Функции регистрации ИП и ведения реестра предпринимателей не случайно переданы налоговой службе. Регистрация физических лиц в качестве предпринимателей имеет своей ключевой целью, помимо всего прочего, полный, правильный и своевременный сбор налогов и сборов.

В отличие от других аспектов предпринимательской деятельности, практически все вопросы налогообложения предпринимателей собраны в одном нормативном акте – Налоговом кодексе РФ. Исключением здесь являются ставки и другие параметры региональных и местных налогов.

Для выбора системы налогообложения, наиболее приемлемой для ведения предпринимательской деятельности, гражданину необходимо обратится ко второй части Налогового Кодекса РФ.

Именно здесь, зная, чем будущий предприниматель будет заниматься, можно определиться с налоговым режимом. Общий режим налогообложения, упрощенная система и основные параметры ЕНВД прописаны именно во второй главе кодекса.

За информацией о региональных и местных сборах следует обращаться к законам субъектов РФ и постановлениям органов местного самоуправления.

Обратите внимание: Заявление на переход на упрощенную систему налогообложения можно подать одновременно с заявлением на регистрацию гражданина в качестве предпринимателя. А для этого, соответственно, необходимо пользуясь Налоговым Кодексом РФ определиться с используемой системой налогообложения.

Лицензирование деятельности ИП

Другим нормативным актом, с которым стоит ознакомиться, гражданину перед началом своей деятельности в качестве индивидуального предпринимателя является закон «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Обратите внимание: Некоторые требования для лиц желающих заняться лицензируемыми видами деятельности являются трудновыполнимыми. Предпринимателю стоит заранее ознакомиться с тем, какие требования предъявляются законом и оценить свои возможности.

В законе установлен перечень видов деятельности, для осуществления которых предпринимателям, как и юридическим лицам, одной только государственной регистрации будет мало. Для того что бы заниматься такой деятельностью требуется разрешение (лицензия) специально уполномоченного на это органа.

В законе указываются, куда следует обращаться, в случае если предприниматель желает осуществлять лицензируемые виды деятельности и в каком порядке. Так же определены условия оформления и переоформления лицензий и сроки, в течение которых лицензии действуют.

Проверки индивидуальных предпринимателей

Немаловажным моментом деятельности предпринимателя являются ситуации, когда государственные и муниципальные контрольные и надзорные органы проявляют интерес к его деятельности.

Законный интерес контрольных и надзорных органов в отношении ИП проявляется в проведении контрольных мероприятия — проверок. Дабы в процессе их проведения не возникало злоупотреблений со стороны контролеров, был принят закон о защите прав юридических лиц и предпринимателей при осуществлении контроля.

Закон содержит основные правила проведения проверок, и с его основными положениями предпринимателю надо быть знакомым.

Так в частности, законом установлено, что проверки бывают двух видов: плановые и внеочередные. Как видно из названия первых, их проведение заранее планируется. О чем информированный предприниматель не может не знать.

Плановые проверки должны проходить не чаще чем один раз в три календарных года.

Законом установлено, что до начала года в котором контролирующий орган планирует провести проверку в отношении того или иного предпринимателя он должен включить данные о нем (о планируемой проверке) в годовой план проверочных мероприятий.

Подготовленный таким образом план направляется контрольным органом в органы прокуратуры. И уже соответственно, после проверки этого плана работниками прокуратуры, план проверочных мероприятий становится частью общего (сводного) плана проверок на год.

Практическое значение, этот момент, для предпринимателей имеет следующее. До начала нового года, все сводные планы проверок, на предстоящий год, должны быть размещены в сети Интернет.

Индивидуальный предприниматель может получить информацию о том, планируется ли проведение в отношении него плановой проверки, и когда это произойдет, как на сайте того субъекта федерации в котором он ведет деятельность, так и на сайте Генеральной прокуратуры РФ.

Поиск на сайте Генпрокуратуры осуществляется по ОГРН, ИНН предпринимателя, его фамилии, имени и отчеству, или по названию организации.

Обратите внимание: Информацию о проверках контрольных надзорных органов запланированных на 2015 год можно получить по следующему адресу в сети Интернет: http://plan.genproc.gov.ru/plan2015/.

Внеплановые проверки согласовываются с органами прокуратуры, как правило, в индивидуальном порядке. Узнает о них предприниматель, обычно, незадолго перед началом проверки.

Требуется ли закон об индивидуальных предпринимателях в современных условиях?

Анализ законодательной базы, существующей на 2015 год, и основные концепции развития гражданского законодательства позволяют сделать вывод, что индивидуальные предприниматели, действующие без образования юридического лица, в своих правах и обязанностях практически приравнены к юридическим лицам.

Основные различия между этими двумя субъектами экономической деятельности кроются в их гражданском статусе. В частности, возможности лица, в качестве учредителя ведущего предпринимательскую деятельность с образованием юридического лица, не отвечать по его долгам в случае отрицательных результатов таковой.

Кроме этого, стоит учитывать, что, как правило, бизнес индивидуальных предпринимателей относится к малому или среднему, что так же определяет особенности его регулирования.

Но, так как, в целом индивидуальные предприниматели приравнены к другим субъектам хозяйственной деятельности, то, по мнению большинства экспертов, отдельного закона об ИП, в принципе, не требуется.

  • Владимир
  • Распечатать

Источник: http://ipshnik.com/otkryitie-registratsiya-zakryitie-ip/chto-govorit-zakon-ob-ip-i-predprinimatelskoy-deyatelnosti.html

История индивидуального предпринимателя: возникновение и развитие

Предприниматели в современном понимании появились относительно недавно. Бурный рост предпринимательства начался в России после перестройки с распадом СССР, в котором предпринимательства не было как такового.

Любая деятельность, сегодня считающаяся вполне законной, называлась спекуляцией и строго наказывалась.

Однако и в более давние времена существовали торговцы, купцы, которых, несомненно, можно назвать предпринимателями, поскольку и функции они выполняли те же, что и бизнесмены современности.

История индивидуального предпринимателя насчитывает не одно столетие. Ещё в Средние века западная Европа была богата купцами, торговцами, организаторами ярмарок, парадов, которые именовались предпринимателями.

То есть, в то время предприниматель – не обязательно производитель, реализатор продукции или услуг, а ещё и управляющий, извлекающий выгоды из организации различных мероприятий.

Но как тогда, так и сейчас предприниматель самостоятельно мог распоряжаться полученной прибылью, изготовленной продукцией, принимать важные решения относительно своего хозяйствования. За убытки, полученные в результате бизнеса, ИП несёт личную ответственность.

Уже в семнадцатом веке словом «предприниматель» называют тех лиц, которые, заключая договоры непосредственно с государством через законных представителей, выполняли работы и производили продукцию. Посредники также считались предпринимателями.

Отличительными чертами таких работников можно считать обязательное получение прибыли от своей деятельности в нефиксированном размере. Например, организатор ярмарки взимал с её участников определённую сумму, однако, рассчитать её можно было только приблизительно.

Экономического анализа такого предпринимательства тогда ещё не существовало.

История индивидуального предпринимателя в России также насчитывает не одну сотню лет. В жизни славян всегда присутствовала торговля, поскольку именно на их территории пролегал всем известный «путь из варяг в греки».

Начало индивидуального предпринимательства было положено с возникновением Древней Руси. Экономические реформы Петра I закрепили правовое и экономическое значение предпринимательства. Русские купцы, являющиеся яркими представителями предпринимательства, были известны далеко за пределами России.

Съезжаясь в крупные города для торговли, купцы закладывали традицию проводить ярмарки.

История индивидуального предпринимателя в период после революции 1917 года является периодом забвения. Предприниматель в то время воспринимался, как чуждый элемент, захватчик, эксплуататор. Все предприятия были национализированы и переданы в собственность государству. Предпосылок для развития индивидуального хозяйствования в этот период не было.

Предприниматели существовали, но их деятельность строго регламентировалась государственными органами, а заниматься такой деятельностью могли единицы. Экономика совершала переход на рыночные рельсы согласно плану нэп, однако политика государства была крайне нечёткой, реформы – урывочными и непоследовательными.

Органы власти влияли на установление цен на жизненно необходимые населению товары, что постепенно привело к их полному исчезновению. Розничная торговля осуществлялась преимущественно индивидуальными предпринимателями, «частниками», а оптовая реализация – только государством.

Этим подавлялась предпринимательская инициатива, в корне убивая желание отдельных граждан развивать бизнес.

Современный российский индивидуальный предприниматель возник в постперестроечные времена. После долгого существования СССР с его запретом на ведение коммерческой деятельности и уголовное преследование за осуществление бизнеса.

Все признаки предпринимательства – получение прибыли, использование наёмной рабочей силы – являлись преступным деянием и строго наказывались. Конец 80-х годов ознаменовался выходом бизнеса из тени, легализацией индивидуального предпринимательства.

Именно закон «Об индивидуальной трудовой деятельности» положил начало возрождению забытого в советский период способа зарабатывания денег. Все процессы бизнеса были легализованы принятыми в те годы законами и нормативными актами.

Дальнейшее развитие коммерческой деятельности показывало заинтересованность государства в существовании такой отрасли экономики. Об этом свидетельствует также программа поддержки бизнесменов, охватывающая практически все сферы хозяйствования.

Полезные статьи:

Как работает индивидуальный предприниматель – юрист
Коллективные и индивидуальные предприниматели: регистрация и деятельность
Действующие коды для индивидуальных предпринимателей

Источник: http://ipregistr.ru/istoriya-individualnogo-predprinimatelya-vozniknovenie-i-razvitie

Принятие закона

Возможность осуществлять предпринимательскую деятельность является важнейшей составляющей любого капиталистического государства. Перестройка в СССР позволила большому количество людей реализовывать на практике свои бизнес-амбиции.

Поспособствовал здесь и ряд нормативных актов, составленных в конце 80-х годов. Принятие Закона “Об индивидуальной трудовой деятельности” стало переломным этапом в истории российского государства. Население, наконец, получило возможность свободной покупки и продажи.

Об этом по-настоящему эпохальном законе будет подробно рассказано в статье.

История предпринимательства в России

Октябрьская революция 1917 года определяла существование коопераций в сфере монопольного сектора государства. Кооперации в частном капитале тогда были под строгим запретом.

Привела подобная политика к существенной деградации в экономическом секторе страны. 14 марта 1921 года политика военного коммунизма была заменена на Новую экономическую политику. Появилось право на создание потребительских кооперативов.

Именно эти организации позволили вытащить советскую экономику из глубочайшего кризиса.

В период коллективизации идеалом общественного кооператива в СССР был колхоз. Эта инстанция жестко контролировалась государством. Колхоз представлял собой промысловый тип кооперации. В 1956 году понятие кооперации и вовсе исчезло. Все хозяйства вошли в государственную систему.

Времена перестройки

Перестройка в СССР ознаменовалась множеством самых различных явлений. Благодаря некоторым из них все экономическое устройство страны было, по сути, целиком перекроено. Однако самым ярким событием стало, конечно же, принятие Закона “Об индивидуальной трудовой деятельности” 19 ноября 1986 года.

Советские граждане получили возможность реализовывать дополнительную трудовую деятельность в свободное время от основной работы. Ключевой особенностью закона является разрешение именно на свободный труд.

Появилась возможность создавать производственные кооперативы, где не допускалось бы использование наемного труда.

Как ни парадоксально, но принятие закона не изменило влияния коммунистической власти на кооперативы. Официальная легализация частного экономического сектора принималась многими государственными деятелями в штыки. Так, в 1988 году был подписан указ о прогрессивном налогообложении всех кооперативных участников.

Появилось понятие “сверхдоходов” – денежных сумм, превышающих две средние зарплаты. Такие суммы подлежали изъятию. Чуть позже был принят акт СССР “О кооперации”, нормы которого значительно ослабили положение предпринимателей.

При этом именно принятие Закона “Об индивидуальной трудовой деятельности” стало поистине историческим и знаменитым событием.

Кому разрешалось заниматься предпринимательством?

Наиболее важные нормы Закона СССР “Об индивидуальной трудовой деятельности” стоит подвергнуть анализу. Для начала нужно выяснить, кто именно обладал возможностью создавать кооперативы и получать деньги в свободное от работы время.

Статья 3 Закона разрешала заниматься индивидуальным трудом всем гражданам, достигшим совершеннолетия. Такие лица должны были участвовать в общественном производстве в свободное от работы время. Безработные граждане не имели права входить в кооперативы. Исключение – студенты, пенсионеры, инвалиды и хозяйки.

Народные депутаты СССР рекомендовали гражданам обучать индивидуальному предпринимательству своих соотечественников. Население должно помнить, что работать разрешается лишь с сырьем для формирования товаров потребления – гласит закон. Государственные комитеты Советского Союза также были обязаны содействовать индивидуальным предпринимателям.

Обязанности индивидуальных предпринимателей по закону

Основной обязанностью советских граждан, решившихся образовать свой кооператив, являлось получение специального разрешения в городском, районном или сельском совете.

Продолжительность действия разрешения составляла всего пять лет, после чего документ приходилось продлевать. Граждане, занимавшиеся предпринимательством без государственного разрешения, приравнивались к спекулянтам.

За спекуляцию в Союзе устанавливалось уголовное наказание.

В статье 8 определялись функции граждан, занимавшихся индивидуальным трудом. Здесь все довольно просто: нужно соблюдать права покупателей, учитывать интересы заказчиков и т. д. Однако основной обязанностью предпринимателя было изготовление качественного и соответствующего всем нормам продукта.

Культурно-ремесленная сфера

Закон оговаривал несколько общественных сфер, где советские граждане имели бы возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Во второй главе говорилось о культурно-ремесленной среде. Что именно здесь производилось?

Закон отвечал кратко, а потому несколько размыто. Речь шла о кустарно-ремесленных изделиях. Однако статья 12 дополняла предыдущие положения.

В ней указывалось, что под такими изделиями подразумевается, по сути, вся домашняя и бытовая утварь.

Одежда, обувь, игрушки, мебель, ткани, керамика, садовый инвентарь и многое другое – все это можно было изготовить и продать. Вводил закон и запреты на изготовление отдельных изделий.

Сфера бытового обслуживания

В главе 3 Закона “Об индивидуальной трудовой деятельности” 1986 года говорилось об изготовлении продукции и продвижении услуг в бытовой сфере. Что подразумевалось под платными услугами? Статья 15 Закона указывала на следующее:

  • ремонт и строительство;
  • пастьба;
  • благоустройство территорий и земельных участков;
  • ремонт мебели или бытовой техники;
  • пошив одежды;
  • фотографирование и видеосъемка;
  • парикмахерские услуги, а также любые услуги красоты (за исключением медицинских);
  • транспортное обслуживание;
  • туристические функции и многое другое.

Все то, что раньше было возможно реализовывать только под строгим государственным надзором, в 1986 году стало относительно свободным. У народа появилась реальная возможность заниматься бизнесом. Государству оставалось лишь правильно организовать предпринимательскую деятельность для выведения экономики из состояния стагнации.

Социально-культурная сфера

Последняя общественная сфера, на которую указывал закон, именовалась социально-культурной. В статье 18 Закона закреплялась возможность оказывать платные услуги в сфере образования и искусства.

Обучение игре на музыкальных инструментах, репетиторство, переводческая деятельность, медицина – отныне все это могло приобрести платный характер.

Появилась возможность организовывать зрелищные мероприятия – концерты и фестивали.

Документ, казалось бы, разрешал многое.

И это действительно так: в сравнении с полным запретом на предпринимательство, господствовавшим до 1986 года, принятие Закона “Об индивидуальной трудовой деятельности” стало глотком свежего воздуха для государственной экономики.

Однако документ все еще строго ограничивал многие общественные сферы. Достаточно лишь обратить внимание на статью 19, в которой говорилось о запрете занятий, что противоречили бы интересам общества. Как известно, в СССР интересы общества определяло государство.

Дефицит

Принятие Закона “Об индивидуальной трудовой деятельности” (год – 1986-й) по-настоящему выручило государственную экономику. Однако не все хотят это признавать. Какая проблема здесь существует? Почему вопрос о введении предпринимательства до сих пор остается столь острым?

Истоки проблемы кроются в советском дефиците. Если в 60-е прилавки магазинов еще были хоть чем-то наполнены, то в последующие десятилетия острая нехватка товаров проявилась особенно болезненно. Одеть и накормить народ государство не могло. Именно поэтому была предпринята последняя попытка спасения экономического сектора.

Попытка эта, надо сказать, противоречила всем социалистическим устоям и принципам. Однако предпринимательство стало настоящим спасением для советского народа. Распространившиеся по всей стране “черные рынки” обрели легальный характер. Народ, наконец, получил право удовлетворять свои потребности законным способом.

Кооперации

Действие Закона “Об индивидуальной трудовой деятельности” породило множество кооперативов по всему Советскому Союзу. Что представляли собой эти организации? Примеров на самом деле множество.

Два или более советских гражданина заключают между собой соглашение, получают от государства пятилетнюю лицензию и открывают, например, шашлычную. Этим нередко промышляли выходцы из южных регионов. Большое количество советских женщин пытались создать собственные швейные производства.

Страна из-за этого наполнилась немалым количеством простеньких ателье, организованных “на коленке”.

Закон “Об индивидуальной трудовой деятельности” был принят в ноябре 1986 года. Народ отреагировал невероятно быстро. Уже в начале 1987 года государство было наполнено громадным количеством самых разных коопераций.

Недостатки и преимущества закона

Как специалисты, так и обычные граждане до сих пор пытаются выделить достоинства и недостатки рассматриваемого закона. Надо сказать, что занятие это несколько бесполезное.

Большинство выделяемых минусов и плюсов имеют крайне субъективный характер, а потому не могут рассматриваться даже из академического интереса.

И все же о некоторых преимуществах и недостатках нормативного акта стоит упомянуть.

Неоспоримым минусом принятия закона стал разгул преступности. Вернее, недостатком здесь является не сам бандитизм как явление, а невозможность или нежелание власти бороться с ним. Появились граждане, желающие нажиться на чужом труде. Распространилось “крышевания” – способ облагать данью предпринимателей.

Следующий недостаток закона крайне субъективен. Его любят называть лица, симпатизирующие социалистическому строю. Речь идет о крушении плановой экономики, начало которому официально положил именно рассматриваемый закон.

Достоинств у нормативного акта много, однако выделить стоит лишь одно. Население СССР получило, наконец, возможность почувствовать себя свободными гражданами. Грамотное распоряжение предоставленной свободой помогло бы выстроить близкое к идеалу общество. Получилось ли нечто подобное у советских, а ныне российских граждан? Ответ на этот вопрос у каждого человека свой.

Источник: https://BusinessMan.ru/prinyatie-zakona-ob-individualnoy-trudovoy-deyatelnosti-v-godu-perestroyka-v-sssr.html

Развитие законодательства об индивидуальном предпринимательстве (стр. 1 из 17)

Введение

Предпринимательство – это специфическая система хозяйствования, главным субъектом которой является сам предприниматель, как носитель особых прав и обязанностей.

Субъект предпринимательства в процессе своей деятельности стремится к максимально рациональному соединению материальных и человеческих ресурсов (интеллектуальных, трудовых и пр.

), организует процесс производства, планирует и координирует его с учетом предпринимательского риска, ответственности и ожидаемой прибыли.

Принципиальное отличие современного российского предпринимательства от существовавшего ранее заключается в том, что развиваться ему приходится в условиях формирующегося в России свободного рынка товаров, работ и услуг, а также бурных технических, научных, информационных преобразований в различных отраслях экономики.

Современное законодательство в предпринимательской сфере не представляет собой полноценную законченную систему норм, и скорее может характеризоваться как свод основных положений, не предусматривающий в себе все разнообразие и многогранность вопросов предпринимательства.

Более того, данной нормативной системе характерны внутренние противоречия, а также не полное соответствие положениям других отраслей права, связанных с гражданским правом (конституционное, административное, семейное, налоговое, финансовое, бюджетное и иные).

На сегодняшний день темпы совершенствования законодательства о различных сторонах предпринимательской деятельности не всегда соответствуют реальным потребностям экономики и права.

В итоге экономика развивается и изменяется значительно более высокими темпами, нежели нормативно-правовая основа предпринимательства.

Изучение бизнес факторов и тенденций развития индивидуальной трудовой деятельности является крайне важным в современных условиях.

В ситуации тесного взаимодействия экономики и права назрела необходимость переосмысления специфики правового статуса индивидуального предпринимателя с учетом динамичных изменений в жизни современного общества.

Стремление создать комплексное монографическое исследование индивидуальной предпринимательской деятельности физического лица стало решающим при выборе тематики данной дипломной работы.

Целью настоящего исследования является анализ экономической и правовой сущности предпринимательской деятельности гражданина, выявление тенденций и специфики развития законодательства, регулирующего вопросы предпринимательства, а также выработка некоторых рекомендаций по направлениям его реформирования.

Для достижения указанной цели были поставлены следующие задачи:

– анализ предпринимательства как специфической формы хозяйствования, выявление и исследование критериев-признаков предпринимательской деятельности;

– анализ существующих в доктрине различных точек зрения по поводу правовой природы предпринимательской деятельности без образования юридического лица;

– выявление специфики и анализ порядка правового регулирования различных сторон предпринимательской деятельности гражданина, как организационно-правовых, административных так и обязательственных, хозяйственных, вещно-правовых;

– внесение предложений по усовершенствованию действующих нормативных актов, регулирующих различные организационно-правовые и гражданско-правые стороны индивидуальной предпринимательской деятельности.

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с ведением физическими лицами – гражданами Российской Федерации индивидуальной предпринимательской деятельности.

Предметом исследования является нормативное обеспечение индивидуальной предпринимательской деятельности.

Методологической базой работы послужили системный, логический, исторический, социально-правовой методы.

Основополагающее значение для уяснения сущности и специфики вопросов законодательного обеспечения индивидуальной предпринимательской деятельности имеют труды таких авторов, как А.Н. Алейников, М.И. Брагинский, Г.А. Гаджиев, С.Э. Жилинский, О.С. Иоффе, П.Г. Лахно, В.С. Нерсесянц, Е.А. Суханов, Г.Ф. Шершеневич, В.Ф. Яковлев.

Нормативной базой для работы послужило действующее российское и зарубежное законодательство, регулирующее вопросы индивидуального предпринимательства. В качестве основных нормативно-правовых источников в дипломной работе использованы: Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации и другие источники действующего отечественного законодательства.

Проведенное исследование позволило сформулировать, обосновать и вынести на защиту следующие основные положения и выводы.

1. Гражданин является субъектом гражданского права с момента рождения. Гражданин-предприниматель становится таковым с момента его государственной регистрации.

Причина такого различия кроется в качественно различной природе правоспособности граждан и правового статуса индивидуальных предпринимателей. же праводееспособности гражданина-предпринимателя в п. 1 ст.

23 ГК РФ можно представить так: « правовозможности и дееспособности граждан-предпринимателей составляет возможность заниматься предпринимательской деятельностью и самим осуществлять эту деятельность».

2. Отсутствие в законе (ст. 2 ГК РФ) четких критериев «систематичности» – одной из основных характеристик предпринимательства порождает необходимость уточнить ее путем указания на постоянный, регулярный характер предпринимательской деятельности – предлагается законодательно утвердить юридический прецедент (судебную практику) в качестве источника права по предпринимательской деятельности.

1. Теоретические основы предпринимательской деятельности в Российской Федерации

1.1 Понятие предпринимательской деятельности. Незаконное предпринимательство

Одним из ключевых в гражданском и предпринимательском праве является понятие «предпринимательская деятельность», которое имеет общее значение для индивидуальных предпринимателей (физических лиц) и коллективных предпринимателей (юридических лиц). В настоящее время нормативное определение этого понятия содержится в абз. 3 п. 1 ст. 2 ГК РФ.

Следует обратить внимание на то, что физические лица и коммерческие организации[1] по общему правилу участвуют в предпринимательской деятельности на равных правовых условиях. Согласно п. 3 ст.

23 ГК РФ, к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила ГК РФ, которые регулируют деятельность юридических лиц – коммерческих организаций, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения.

Предпринимательской деятельностью признается «самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».

Приведенное определение содержит ряд признаков, позволяющих отграничить предпринимательство от других видов деятельности граждан и юридических лиц.

Такое отграничение имеет большое практическое значение, поскольку с наличием или отсутствием в конкретной деятельности признаков предпринимательства связано возникновение или прекращение определенных правовых отношений, регулируемых гражданским, налоговым, административным, уголовным, трудовым и другими отраслями законодательства.

В юридической литературе системы указанных признаков группируются по-разному, в зависимости от различных оснований классификации[2]. В то же время в соответствии с логикой изложения данного определения в абз. 3 п. 1 ст.

2 ГК РФ можно последовательно выделить четыре признака, которые служат исходными аргументами для решения вопроса об отнесении конкретной деятельности к предпринимательской. При этом законной предпринимательской деятельностью может признаваться только та деятельность, которая характеризуется всеми указанными ниже признаками в совокупности.

Первый признак – самостоятельность осуществления предпринимательской деятельности. Самостоятельность предполагает прежде всего то, что физическое или юридическое лицо – предприниматель участвует в гражданском обороте непосредственно, от своего имени, своей волей и в своем интересе.

Кроме того, предприниматель самостоятельно (но с учетом правовых дозволений и запретов) определяет направления и способы осуществления своей деятельности, принимает юридически и экономически значимые решения, использует находящееся в его распоряжении имущество, трудовые и иные ресурсы для достижения поставленной цели, осуществляет самозащиту и реализует право на судебную защиту своих прав. Незаконное ограничение самостоятельности либо иное незаконное вмешательство в деятельность индивидуального предпринимателя или юридического лица не допускается и может влечь уголовную ответственность по правилам ст. 169 УК РФ. Об этом подробнее будет сказано ниже.

Второй признак тесно связан с первым – предприниматель действует на свой риск.

Именно предприниматель, принявший от своего имени конкретное самостоятельное решение, правомерно создает как потенциальную, так и реальную опасность в целях получения прибыли, достижения другого предпринимательского результата, недостижимого при использовании обычных, нерискованных средств.

Рискующий предприниматель при решении каких-либо задач не может однозначно предвидеть, добьется он успеха или нет, получит прибыль или понесет убыток[3]. Имеется в виду прежде всего предпринимательский риск, т.е.

риск убытков от предпринимательской деятельности из-за нарушения обязательств контрагентами предпринимателя или изменения условий этой деятельности по независящим от предпринимателя обстоятельствам, в т.ч. риск неполучения ожидаемых доходов (ст. 929 ГК РФ), а также другие страховые риски, т.е.

предполагаемые события, обладающие признаками вероятности и случайности. Кроме того, предприниматель несет инновационные и инвестиционные риски в виде возможности неполучения заказанного проекта или объекта, валютные и кредитные риски, а также технические и моральные риски, в которых денежные потери могут оказаться не самыми важными[4].

Источник: http://MirZnanii.com/a/32059/razvitie-zakonodatelstva-ob-individualnom-predprinimatelstve

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.