Суть процесса способы и порядок создания юридических лиц

Содержание

Порядок создания юридического лица в РФ :

Суть процесса способы и порядок создания юридических лиц

Разрешительный порядок создания юридического лица предполагает выполнение определенных действий, принятие специфических актов. Последние направлены на придание организации соответствующего статуса. Далее рассмотрим подробнее порядок создания юридического лица в РФ.

Основные способы

В теории предпринимательского права выделяется несколько вариантов создания юридических лиц. В частности, существуют:

  • Учредительно-распорядительный способ. В качестве основания в этом случае будет выступать соответствующее распоряжение муниципального либо государственного органа. Это может быть, например, решение правительства, администрации субъектов или территориальных уполномоченных структур. Такой порядок создания юридического лица используется при формировании унитарных (муниципальных и государственных) предприятий. В качестве собственника, на которого возлагаются данные функции, выступают соответствующие федеральные, субъектные и местные исполнительные органы.
  • Учредительный способ. Он применяется при формировании коммерческой организации с одним участником. К примеру, это может быть хозяйственное общество. Также этот способ используется при легитимации (узаконивания) индивидуальной коммерческой деятельности.
  • Договорно-учредительный способ. Он применяется при образовании коммерческой организации, в котором количество учредителей больше 1. Это может быть также хозяйственное общество либо товарищество, а также производственный кооператив.
  • Дозволительно-учредительный порядок. Этот вариант предусматривает необходимость в получении разрешения госоргана.

Законодательная база

Сегодня в России используются все приведенные выше способы образования организаций.

В Гражданском кодексе закреплены положения о том, что коммерческая деятельность должна осуществляться лицами, которые прошли регистрацию в установленном порядке.

Это значит, что для получения официального статуса организации необходимо провести определенную процедуру оформления. Правила, в соответствии с которыми осуществляется регистрация, закрепляются в ФЗ № 129 от 8 авг. 2001 года.

Порядок создания юридических лиц (шпаргалка)

В процессе образования организации выделено несколько этапов:

  • Первая стадия. В ходе нее определяется состав учредителей и проводится общее их собрание.
  • Вторая стадия. На этом этапе выбирается организационно-правовая форма.
  • Третья стадия. В ходе нее оформляются учредительные документы.
  • Четвертая стадия. Она предполагает разработку наименования организации.
  • Пятая стадия. На этом этапе определяется место, где будет находиться организация.
  • Шестая стадия. В ходе нее формируется складочный (уставной) капитал, паевый фонд.
  • На седьмом этапе осуществляется государственная регистрация.

Далее рассмотрим установленный законом порядок создания юридического лица, кратко описав основные стадии.

Определение состава

В законодательстве установлены разные требования по числу и статусу учредителей организации. Например, в хозяйственном обществе может быть всего один участник, а в товариществе – как минимум 2. В производственном же кооперативе — не меньше пяти.

При этом следует учесть, что в качестве учредителя хозяйственного общества не может выступать другое аналогичное объединение, которое состоит из одного лица. Полными участниками в товариществе могут быть коммерческие предприятия и индивидуальные предприниматели.

В качестве участников хозяйственного общества и вкладчиков в товариществах на вере могут выступать граждане и иные юридические лица. В ЗАО количество акционеров ограничено. Оно не должно быть больше 50. При этом для ОАО таких ограничений нет.

Особенности собрания

Порядок создания юридического лица 2014 года устанавливает, что, если в образовании предприятия участвует два и более субъекта, то решение ими должно быть принято единогласно. При этом на собрании при рассмотрении данного вопроса должен вестись соответствующий протокол. В нем должны быть зафиксированы итоги ания по каждому пункту, касающемуся образования организации.

Организационно-правовая форма

Порядок создания юридического лица предусматривает самостоятельный выбор формы, в которой будет осуществляться коммерческая деятельность. Однако в законе есть ряд ограничений.

В частности, кредитная организация может образовываться в соответствии с любой формой собственности как хозяйственное объединение, аудиторская же фирма, например, не может создаваться как ОАО.

На выбор могут повлиять следующие факторы:

  • Статус и численность учредителей.
  • Профиль деятельности формируемого предприятия.
  • Источник капитала. В качестве них, к примеру, могут выступать имущественные доли участников. Организация может также формироваться и за счет вкладов из-за рубежа. В этом случае действует соответствующий порядок создания юридического лица с иностранными инвестициями.
  • Выбор структуры отношений и между участниками, и между управленческим аппаратом.
  • Возможность контролировать другие предприятия. Ее, в частности, предусматривает порядок создания филиала юридического лица, дочернего предприятия и так далее.
  • Мера трудового и другого личного участия в деятельности образуемой организации. К примеру, в производственном кооперативе предусматривается совместная производственная и прочая деятельность членов.

Порядок создания юридического лица: учредительные документы

Одной из первых бумаг при формировании организации считается договор. Его могут заключить участники обществ с дополнительной и ограниченной ответственностью, а также хозяйственных товариществ. Договор может быть составлен в письменной (обычной) форме.

В нем указывается дата и место заключения, а также период, в течение которого он будет действовать. Этим договором учредители закрепляют свое намерение образовать юридическое лицо.

В соглашении они также устанавливают условия передачи предприятию своего имущества, меру участия в его деятельности.

Кроме того, в нем определяется порядок создания юридического лица, который они будут использовать. В хозяйственных товариществах договор выступает в качестве единственной правоустанавливающей бумаги.

В связи с этим в данном случае в нем также указываются данные о составе и размере складочного капитала, величине и порядке изменения доли для каждого участника. В условиях устанавливается и ответственность по обязанностям. Вторым важнейшим документом юридического лица выступает Устав.

Он устанавливает правовой статус предприятия. Устав предназначен для информирования контрагентов и прочих лиц, которые вступают в отношения с организацией, о ее структуре, сфере деятельности и полномочиях руководящего состава.

В данном документе также определяются местонахождение, наименование, форма собственности, размер капитала, ответственность участников и прочие важные моменты.

Название организации

Порядок создания юридического лица предусматривает разработку его наименования. Основные требования содержатся в ст. 54 ГК. Согласно ей у юридического лица должно быть название, в котором должно содержаться указание на его форму собственности.

В наименовании некоммерческих и унитарных предприятий, а также иных случаях, предусмотренных в законодательстве, должны присутствовать сведения о характере деятельности организации. Фирменное название приравнивается к объекту интеллектуальной собственности.

Кроме приведенных выше сведений, в названии может присутствовать имя либо фамилия, характеристика предмета деятельности. Наименование может быть также и произвольным.

Правила включения в название организации слов «Российская Федерация», «Россия» и их производных

Эти элементы могут применяться в наименованиях коммерческих предприятий, согласно актам правительства страны. Эти постановления принимаются по итогам рассмотрения заявлений и прочих обращений заинтересованных лиц особой межведомственной комиссией. При этом уполномоченный орган должен учитывать:

  • Масштаб, значимость, сфер и характер деятельности предприятия в интересах государства и общества.
  • Место организации на рынках либо в соответствующем секторе.
  • Выпуск присущих только России, уникальных услуг или товаров.
  • Наличие оригинального сокращенного и полного наименований предприятия, которые позволили бы отличить его от прочих названий, а также соответствие их нормам русского языка.
  • Представление интересов страны на международном рынке в процессе осуществления внешнеэкономической деятельности.

Определение местонахождения предприятия

Порядок создания юридического лица предусматривает государственную регистрацию. Место, где она осуществляется, будет являться и местом нахождения предприятия. Согласно ст. 52, эти сведения должны быть указаны в учредительной документации.

Процесс государственной регистрации организации проходит по месту нахождения уполномоченного исполнительного органа, действующего постоянно. В случае его отсутствия – на территории, где расположена иная структура, наделенная правом действовать от имени юрлица без доверенности.

Местонахождение представляет собой конкретный адрес, где размещен орган управления организации. Также должны быть сведения, выступающие в качестве основания его расположения именно в данной местности.

Обязательным условием является постоянное действие органа управления (правление или генеральный директор).

Образование складочного (уставного) капитала, паевого фонда

Этот этап – последний перед государственной регистрацией. Прежде чем осуществить ее, учредителями должна быть оплачена хотя бы половина уставного капитала хозяйственного общества.

Такое же правило действует и для хозяйственных товариществ. Членам производственного кооператива необходимо внести к моменту регистрации не меньше 10% паевого вклада.

Остальная доля вносится на протяжении года после того, как будет проведена государственная регистрация предприятия.

Источник: https://BusinessMan.ru/new-poryadok-sozdaniya-yuridicheskogo-lica-v-rf.html

Рассмотрим все способы и порядок создания юридического лица — Юридический справочник бизнеса

Рассмотрим все способы и порядок создания юридического лица - Юридический справочник бизнеса

Создание юридического лица – достаточно сложный процесс, в котором задействованы инициаторы его образования (учредители) и различные государственные органы. В зависимости от степени участия этих двух групп, согласно действующему законодательству, различают несколько способов создания юридического лица, которые мы рассмотрим в этой статье.

Решение об учреждении юридического лица может приниматься на собрании учредителей либо единственным участником общества. Организация будет считаться созданной после внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ, в этот же момент возникает ее правоспособность.

Наиболее часто создание юридических лиц выполняется в коммерческих целях, однако может быть и не связано с ними.

Способы создания юридического лица

Основными способами создания юридического лица являются распорядительный и добровольный.

Распорядительный способ ранее широко использовался для создания государственных юридических лиц. Суть данного способа заключается в издании внешнего приказа о создании юридического лица. Такой приказ может быть выдан муниципальным или государственным правовым органом.

Добровольный способ является стандартным способом создания юридического лица, при котором решение принимается всеми учредителями общества или его единственным участником.

Добровольный способ, в свою очередь, может быть двух видов:

  • разрешительный способ – используется для кредитных и страховых организаций, а также союзов и ассоциаций коммерческих юридических лиц при наличии разрешения органа ФАС; при этом разрешение уполномоченного органа запрашивается после принятия решения о создании юрлица его учредителями;
  • нормативно-явочный способ – самый распространенный способ создания юридического лица, при котором разрешение на его образование уже заложено в нормативных актах и документах; при этом способе сначала создаются учредительные документы, которые впоследствии регистрируются в компетентном государственном органе.

Еще одним способом создания юридического лица является явочный или договорно-правовой способ. Он применяется преимущественно в западных странах для создания НКО, коммерческих и некоммерческих организаций.

Независимо от способа создания, юридическое лицо должно пройти обязательную государственную регистрацию, которой предшествует выполнение определенных подготовительных действий.

Порядок образования юридического лица

Образование юридического лица производится в порядке, прописанном в четвертой главе ГК РФ и в ФЗ №129. Кроме этого, для создания разных типов организационно-правовых форм юридических лиц могут применяться дополнительные нормативно-правовые акты.

Процесс создания юрлица начинается с выбора его организационно-правовой формы, которая может быть коммерческой или некоммерческой (некоммерческими являются ЖСК, благотворительные фонды, политические партии, ГК и другие структуры, целью которых не является получение прибыли). В принципе, законодательство не ограничивает организации в выборе ОПФ, но из этого правила есть некоторые исключения: к примеру, аудиторские фирмы не могут создаваться как ОАО.

После выбора ОПФ всеми учредителями или единственным представителем организации принимается решение о создании юридического лица. В решении отображаются сведения об учреждении юридического лица и об утверждении его устава.

Если юрлицо действует на основании типового устава, в решении указывается, что типовой устав утвержден уполномоченным органом.

Кроме этого, вносятся данные о способах, порядке, размере и сроках образования имущества юридического лица и об избрании его органов.

Следующим этапом создается договор об учреждении организации.

В договоре указываются такие сведения:

  • размер уставного капитала организации;
  • порядок выплаты прибыли всем участникам организации;
  • порядок управления деятельностью юридического лица, в том числе обязанности его учредителей;
  • порядок выхода учредителей из состава юрлица.

Договор составляется письменно в нескольких экземплярах и заверяется нотариально. После этого проводится государственная регистрация юридического лица и включение регистрационных данных в ЕГРЮЛ.

Для этого в регистрационный орган подаются следующие документы:

  • заявление о регистрации – форма Р11001;
  • решение учредителя об образовании организации или протокол собрания учредителей;
  • учредительные документы – устав и учредительный договор;
  • квитанция об уплате госпошлины за оказание регистрационных услуг.

Документы, которые подаются на нескольких листах, должны быть прошиты и пронумерованы. Рассмотрение поданных документов может осуществляться в течение пяти рабочих дней.

Почему в регистрации юрлица могут отказать

Вся информация, которая подается для регистрации юридического лица, проходит тщательную проверку, в результате которой в некоторых случаях в регистрации организации могут отказать.

Это такие случаи, как:

  • подача неполного пакета документов;
  • подача документов в регистрирующий орган, не наделенный соответствующими полномочиями;
  • допущение ошибок при заполнении документов;
  • несоответствие наименования организации законодательным требованиям;
  • указание в учредительных документах недопустимых видов деятельности.

Кроме того, в регистрации юрлица может быть отказано, если документы подаются человеком, не являющимся учредителем организации, и при этом не имеющим нотариальной доверенности, дающей право на выполнение регистрационных действий.

Это основные, но далеко не исчерпывающие причины отказа в регистрации, которые следует учитывать при подготовке документов.

В ряде случаев государственная регистрация юридического лица может быть аннулирована в судебном порядке. Это может произойти, если при подготовке и подаче документов для регистрации юрлица были допущены нарушения законодательства, которые являются неустранимыми.

Кроме того, аннулирование госрегистрации может произойти в результате:

  • непредоставления некоторых данных;
  • несвоевременного предоставления некоторых данных;
  • предоставления для регистрации ошибочных или заведомо недостоверных данных.

Как правило, вся эта информация проверяется на этапе рассмотрения документов, поэтому при наличии указанных нарушений регистрационные документы выдаются крайне редко.

Завершающие этапы создания организаций

Выполнения регистрации юрлица и внесения соответствующих сведений в ЕГРЮЛ недостаточно для того, чтобы организация могла полноценно функционировать.

После регистрации требуется выполнение следующих действий:

  • получение свидетельства и других учредительных документов в ФНС;
  • прохождение регистрации в Пенсионном фонде и ФСС;
  • получение кодов статистики;
  • открытие расчетного счета (или нескольких счетов) в выбранном банковском учреждении;
  • изготовление печати для организации;
  • принятие внутренней документации, необходимой для нормальной работы организации;
  • получение лицензии на осуществление деятельности в соответствии с уставом (если это предполагается);
  • регистрация недвижимого имущества.

Каждому из этих этапов необходимо уделить должное внимание. Дальнейшие действия – подбор сотрудников, выбор помещений и прочие, зависят от целей функционирования организаций и выполняются по усмотрению учредителей.

Источник: http://bizjurist.com/sozdanie/sozdanie-yurlitsa.html

Создание юридических лиц

Создание юридических лиц

Юридическое лицо возникает по воле учредителей в результате создания нового юридического лица и в результате реорганизации существующего юридического лица (юридических лиц).

Создание нового юридического лица в основном регулируется нормативными актами, относящимися к различным организационно-правовым формам юридических лиц.

В ГК имеется лишь немногочисленные нормы, относящиеся к созданию любого юридического лица.

Однако это не означает, что нет оснований говорить о наличии в данном случае общих правовых предписаний, позволяющих характеризовать порядок создания юридического лица в целом.

Способы создания юридического лица сегодня принято делить на явочно-нормативный (или нормативно-явочный, или заявительный) и разрешительный.

При явочно-нормативном способе инициатива создания юридического лица принадлежит исключительно его учредителям, которые не обязаны согласовывать с кем-либо свое решение. Регистрирующий орган только проверяет соблюдение учредителями требований, предъявляемых к регистрации юридических лиц.

Отказ в государственной регистрации может последовать только по основаниям, указанным в законе. Акт государственной регистрации имеет необратимый характер, так что в случае неустранимых нарушений, допущенных при государственной регистрации юридического лица, регистрирующий орган может предъявить в суд требование о его ликвидации, но не о признании недействительным акта регистрации.

При этом все действия такого юридического лица будут иметь силу для его контрагентов.

Разрешительный способ предполагает получение предварительного разрешения на создание юридического лица от компетентного органа публичной власти.

Делается это в общих интересах участников гражданского оборота, поскольку деятельность таких лиц способна оказывать на них существенное влияние (коммерческие банки, коммерческие юридические лица, занимающие доминирующее положение на товарном рынке).

Любое новое юридическое лицо создается волей его учредителей. Следовательно, процесс создания возможен только после того, как определился состав учредителей и ими избрана подходящая организационно-правовая форма юридического лица.

В общем случае учредителями юридических лиц могут выступать физические и юридические лица, а также публичные образования — Российская Федерация, субъект Федерации, муниципальное образование. Состав учредителей конкретного юридического лица, однако, зависит от его организационно-правовой формы.

Закон в одних случаях указывает, кто может быть учредителем (участником) юридического лица, в других — устанавливает запрет на вхождение определенных лиц в состав учредителей (участников) юридического лица.

Так, учредителями хозяйственных товариществ могут быть только индивидуальные предприниматели и коммерческие юридические лица (ст. 66 ГК). Учредителями производственных кооперативов могут быть только граждане (ст. 107 ГК), потребительских — граждане и юридические лица (ст. 116 ГК).

Государственные органы и органы местного самоуправления не вправе выступать участниками хозяйственных обществ, если иное не установлено законом (ст. 66 ГК). Законом может быть запрещено или ограничено участие отдельных категорий граждан в хозяйственных товариществах и обществах, за исключением открытых акционерных обществ.

Перечень ограничений на вхождение в состав учредителей может быть продолжен. Так, например, число учредителей кооператива не может быть менее 5, а число учредителей ООО и ЗАО — более 50.

Начальной точкой процесса создания юридического лица является решение его учредителей. В зависимости от организационно-правовой формы юридическое лицо может иметь одного либо нескольких учредителей.

Один учредитель всегда у учреждений и унитарных предприятий (собственник имущества либо публичное образование).

Несколько учредителей (минимальное количество определяется законом) — у хозяйственных товариществ, кооперативов, общественных и религиозных организаций (объединений), объединений юридических лиц (союзов и ассоциаций). Хозяйственные общества и фонды могут иметь как нескольких, так и одного учредителя.

Принятие решения, а равно форма решения о создании юридического лица специально не регулируются. Исключение составляют решения публичных образований о создании учреждений и унитарных предприятий.

В этих случаях нормативные акты определяют как компетентный орган, так и процедуру принятия решения, его форму и содержание.

Законодательство допускает поэтому, что решение о создании юридического лица может иметь вид протокола, договора или иного документа (например, постановления компетентного органа о создании унитарного предприятия или решения единственного учредителя).

Принятое решение нуждается в исполнении, совершении целого ряда действий, завершающихся государственной регистрацией юридического лица. Поскольку на момент принятия решения есть только учредители, то им необходимо определить, кто и в каком порядке будет нести ответственность за совершение всех этих действий.

А необходимо как минимум разработать и утвердить учредительные документы юридического лица, сформировать имущество, предназначенное для передачи в собственность юридическому лицу, сформировать органы будущего юридического лица, обратиться в регистрирующий орган за государственной регистрацией.

Наряду с этим может понадобиться совершение и некоторых дополнительных действий — согласование с компетентными органами создания и территориального размещения юридического лица.

Все эти действия совершаются учредителями в соответствии с заключаемым ими договором о создании юридического лица, либо лицами, указанными в решении о создании юридического лица (для унитарных предприятий и публичных учреждений), либо единоличным учредителем или, по его поручению, иными лицами.

Учредительные документы, как уже говорилось выше, состоят из учредительного договора и(или) устава. Учредительный договор заключается, а устав утверждается учредителями юридического лица (п. 1 ст. 52 ГК).

От учредительного договора необходимо отличать договор о создании юридического лица (общества с ограниченной ответственностью и акционерного общества). Последний не является учредительным документом.

В нем не указываются сведения об участии учредителей в деятельности юридического лица, а также условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава.

Договор этот прекращается, как правило, с момента государственной регистрации юридического лица.

Формирование органов юридического лица происходит по решению учредителей на основании утвержденных ими учредительных документов. И хотя самого юридического лица к этому моменту может еще не быть и юридически правильно

было бы поэтому вести речь не об органах, а о лицах, которым учредителями представляется право действовать от имени будущего юридического лица без доверенности, такое решение тем не менее обязательно для регистрирующего органа, будущего юридического лица, а в последующем и для всех остальных лиц.

Формирование имущества юридического лица на этапе его создания представляет собой процесс передачи учредителями своего имущества для юридического лица. В разных организационно-правовых формах этот процесс происходит по-разному.

В хозяйственных товариществах формируется складочный капитал, в хозяйственных обществах — уставный капитал, в унитарных предприятиях — уставный фонд, в кооперативах — паевый фонд.

Для остальных организационно-правовых форм этот процесс предоставлен усмотрению учредителей, которые в соответствии с принятым решением, заключенным договором передают принадлежащее им имущество вновь создаваемому юридическому лицу.

Во всех случаях речь идет, во-первых, об имуществе, наличие которого закон считает обязательным для начала деятельности юридического лица и требует от учредителей предъявления доказательств его наличия к определенному моменту. Во-вторых, можно говорить об имуществе, которое необходимо юридическому лицу для начала его основной деятельности.

Его приобретение предоставлено усмотрению учредителей, и законодательством о создании юридических лиц обычно прямо не регулируется. Для того чтобы создать общество с ограниченной ответственностью, занимающееся ремонтом и сервисным обслуживанием автотранспорта, учредителям достаточно сформировать уставный капитал в 10 000 руб.

Но этому обществу для занятия своей основной деятельностью потребуются ценности стоимостью как минимум в несколько миллионов рублей. Законодательство о создании юридических лиц не требует ни строительства производственных зданий, ни приобретения и установки технологического оборудования, транспортных средств и т.п.

в качестве обязательного условия возникновения юридического лица, заявляющего о намерении заниматься такой производственной деятельностью.

Эта цель косвенно обеспечивается реализацией требований других правовых норм, без соблюдения которых тот или иной вид деятельности осуществлять невозможно (нормы о лицензировании, техническом регулировании, государственном надзоре, защите прав потребителей и т.д.).

Но в главном она предоставлена все же усмотрению учредителей, определяющих виды и размер материальных, финансовых и трудовых ресурсов, необходимых создаваемому ими юридическому лицу к начальному моменту, а равно самостоятельно определяющих правовые формы их передачи (в собственность, в аренду, в концессию, взаем и т.д.).

Здесь, однако, существует одно юридическое препятствие, затрудняющее решение задачи формирования имущества юридического лица. Оно заключается в том, что к моменту государственной регистрации у организации уже должно быть имущество, необходимое для ее деятельности.

Однако субъекта, которому это имущество должно в итоге принадлежать, еще не существует. В случаях когда закон позволяет приступать к формированию обязательной части имущества юридического лица после его создания (акционерные общества), такой проблемы не существует.

Во всех остальных случаях учредителями должно быть определено лицо, действующее в интересах формирования имущества будущего юридическо-го лица, которое обязано будет передать ему имущество, полученное от учредителей, в случае государственной регистрации юридического лица.

Заключительный этап создания юридического лица — государственная регистрация, заключающаяся внесению в ЕГРЮЛ записи о создании юридического лица.

Государственная регистрация вновь создаваемого юридического лица осуществляется уполномоченным государственным органом (налоговой инспекцией) по месту нахождения указанного учредителями в заявлении о государственной регистрации постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия такого исполнительного органа — по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем пять рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган.

При государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:

  1. руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
  2. учредитель или учредители юридического лица при его создании;
  3. руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
  4. иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.

При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по утвержденной форме; б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации; в) учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица — учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

Источник: http://www.konspekt.biz/index.php?text=6284

Порядок и способы создания юридических лиц (стр. 1 из 19)

Введение

Глава 1 Теоретико – правовые основы создания юридических лиц

§1 Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений

§2 Сущность и способы создания юридических лиц

Глава 2 Актуальные вопросы применения норм российского гражданского права при создании юридических лиц

§1 Особенности подготовительного этапа создания юридических лиц

§2 Развитие института государственной регистрации, как гражданско- правового механизма возникновения правосубъектности юридических лиц

§3 Пострегистрационный этап создания юридических лиц

Заключение

Список использованной литературы

Приложение

ВВЕДЕНИЕ

Юридические лица в настоящее время являются главными участниками гражданского оборота: именно они производят большую часть товаров и услуг, являются основными налогоплательщиками.

Для экономического роста общества необходимо поддержка и содействие возникновению юридических лиц.

По этой причине, в условиях развития рынка в нашей стране и все возрастающего желания субъектов гражданских правоотношений обезопасить себя и свои материальные средства правовыми способами, наибольшую актуальность приобретают вопросы регулирования создания юридических лиц.

Как сделать процесс создания юридических лиц наиболее эффективным для всех участников общественных отношений? Как исключить возможность использования института юридического лица в противозаконных целях? В предпринимательской сфере нередки такие преступные деяния, как незаконное предпринимательство, лжепредпринимательство. Данные преступления обычно проявляются в разных формах, например: оказание медицинской и иной помощи, различного рода услуг, осуществляемое вне регистрационного и разрешительного порядка, причиняющее крупный материальный ущерб гражданам или становящееся опасным для их жизни и здоровья; мнимое создание коммерческой организации в качестве юридического лица без намерения осуществлять предпринимательскую деятельность, с целью получения кредита и использования не по прямому назначению; создание «лжефирм» на подставных лиц. Более того, зачастую институт юридического лица используется и с целью «ухода» от уплаты налогов.

Представляется очевидным, что названные нарушения стали возможными из-за отсутствия четкого контроля со стороны государства над процессом создания и государственной регистрации юридических лиц.

До середины 90-х годов вопросы правового регулирования отношений по созданию и государственной регистрации юридических лиц не находили самостоятельного отражения в научных трудах специалистов.

Позднее, при переходе к рыночным отношениям и с появлением новых организационно-правовых форм юридических лиц, дополнительных форм реорганизации, а также процедуре государственной регистрации юридических лиц, — стало уделяться значительно больше места.

Помимо того, изменения, произошедшие в области законодательного регулирования процесса государственной регистрации юридических лиц – введение в действие Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», которым кардинальным образом изменен действовавший ранее порядок, вызывают необходимость научной разработки надлежащего порядка создания юридических лиц, отвечающего современным потребностям общества.

В юридической литературе недостаточно подробно проанализированы роль и место вопроса создания юридических лиц в системе гражданского права, а также недостаточно изучен механизм государственного регулирования регистрационного производства.

На данном этапе продолжаются дискуссии как о содержании и структуре института регистрации, так и о механизме этого процесса, о различных вариантах (упрощенной и многоступенчатой) регистрации юридических лиц. Не в достаточной мере разработана и теоретическая база создания юридических лиц.

В настоящее время в юридической литературе нет единого мнения по такому основополагающему вопросу, как отнесение института регистрации юридических лиц к гражданскому или административному праву[1].

Существенный вклад в разработку исследуемой в работе темы внесли такие известные ученые, как: В.В.Бараненнков, Т.В.Закупень, И.В.Зыкова, В.А.Захаров, Н.В.Козлова, Д.А.Сумской, С.Э.Жилинский, А.Ю.

Виноградов, В.Ю.Бузанов, К.В.Овсянников, Ю.А.Тихомиров и ряд других авторов, чьи труды заложили теоретико-правовую основу понимания места и роли вопроса создания юридического лица в гражданском праве.

Отсутствие научных трудов, рассматривающих проблему создания юридических лиц в полном объеме, а также наличие пробелов в правовом регулировании, делает актуальной изучаемую тематику. Поэтому исследование, направленное на разработку ключевых правовых проблем создания юридических лиц, безусловно, имеет научный и практический интерес.

Цель данной работы заключается в проведении комплексного исследования правовых и организационных основ создания юридических лиц.

Исходя из поставленной цели, в ходе исследования необходимо решить следующие задачи:

— проанализировать понятие и признаки юридического лица;

— исследовать понятие правосубъектности юридического лица, а также полномочия его исполнительных органов;

— проанализировать сущность и способы создания юридического лица;

— рассмотреть актуальные проблемы, имеющие место на различных этапах создания юридического лица: подготовительный, регистрационный и пострегистрационный;

— выявить особенности правоприменительной практики по созданию юридических лиц и сформулировать предложения по совершенствованию правового регулирования создания юридических лиц .

Объектом исследования данной работы являются общественные отношения, складывающиеся по поводу создания юридических лиц. Предметом исследования являются нормативные правовые акты, регулирующие создание юридических лиц.

В процессе исследования теоретической базой послужили научные труды в области конституционного, гражданского, административного права, относящиеся к исследуемой теме.

В силу особенностей исследуемой темы потребовалось обращение к исторической, экономической, социологической литературе, связанной с объектом и предметом исследования.

Информационной базой исследования послужило действующее российское законодательство в области создания юридических лиц, судебная практика, научные труды отечественных авторов, материалы периодической печати, а также наблюдения и опыт автора, полученный из собственной практики.

Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает введение, две главы, содержащие пять параграфов, заключение, список использованных источников и приложение.

Глава 1 Теоретико -правовые основы создания

юридических лиц

§ 1Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений

Правила, носящие наиболее общий характер в части создания юридических лиц, содержатся в гл. 4 ГК РФ.

К ним следует отнести легальное определение и классификацию юридических лиц, нормы, регламентирующие правоспособность и ответственность, порядок государственной регистрации, требования, предъявляемые к учредительным документам, порядок реорганизации, ликвидации и т. д.

Наряду с нормами института юридического лица, содержащимися в гражданском законодательстве, следует учитывать и нормы иных правовых актов. Например, вопросам лицензирования отдельных видов деятельности посвящен Федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности № 128-ФЗ.

Функциональное назначение института юридического лица состоит в определении правового статуса коммерческих и некоммерческих организаций, необходимого для их равноправного и эффективного участия в гражданских правоотношениях.

Легальное определение юридического лица закреплено в п. 1 ст.

48 ГК РФ: «Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде»[2].

Институт юридического лица выполняет следующие функции:

1) Оформление коллективных интересов. Институт юридического лица определенным образом организует, упорядочивает внутренние отношения между участниками юридического лица, преобразуя их волю в волю организации в целом, позволяя ей выступать в гражданском обороте от собственного имени.

2) Объединение капиталов. Юридическое лицо, в особенности такая его разновидность, как акционерное общество, является оптимальной формой долговременной централизации капиталов, без чего немыслима крупномасштабная предпринимательская деятельность.

3) Ограничение предпринимательского риска. Конструкция юридического лица позволяет ограничить имущественный риск участника суммой вклада в капитал конкретного предприятия.

4) Управление капиталом. Институт юридического лица создает основания для более гибкого использования капитала, принадлежащего одному лицу (в том числе — государству), в различных сферах предпринимательской деятельности.

Отлаженное законодательство о юридических лицах (прежде всего акционерное законодательство), ценных бумагах и биржах служит одним из средств управления капиталами в масштабах всей страны и поэтому является мощным фактором саморегулирования, самоорганизации рыночной экономики, способствует интернационализации хозяйственной жизни[3].

Источник: http://MirZnanii.com/a/30393/poryadok-i-sposoby-sozdaniya-yuridicheskikh-lits

Основные этапы создания юридического лица

Для начала любой организованной деятельности, в соответствии с требованиями законодательства, физическим лицам, которые собираются эту деятельность вести, необходимо пройти через процедуру создания юридического лица.

Процедура создания юридического лица заключается в подготовке различных документов и государственной регистрации юридического лица.

В зависимости от того, какой именно деятельностью собираются заниматься учредители юридического лица после его создания, законом установлен общий либо специальный порядок регистрации юридического лица.

По нашему мнению процесс создания юридического лица представляет собой основные этапы, которые «будущая» организация должна пройти для достижения главной ее цели, ее создания.

Процесс создания юридического лица можно разделить на несколько этапов:

1) Первый этап создания юридического лица является наиболее трудоемким так как вначале необходимо определить вид и организационно-правовую форму юридического лица исходя из зависимости целей ее деятельности.

Организационно-правовая форма юридического лица должна отвечать целям и задачам будущей компании, учитывать взаимоотношения между учредителями, а также степень контроля, который они хотели бы иметь над будущей компанией. Далее на этом этапе производится разработка проектов договора учредителей и Устава общества.

На этом этапе формируется окончательный состав учредителей и образуется рабочая комиссия для разработки необходимой документации. Один из главных вопросов на этом этапе — определение размера Уставного капитала общества, величина которого должна обеспечить его нормальное функционирование.

Также учредителям предстоит договориться о размерах своих вкладов. При этом следует иметь в виду, что не менее 50 процентов Уставного капитала должно быть оплачено к моменту государственной регистрации общества.

2) Второй этап создания юридического лица — проведение учредительного собрания. Учредительное собрание действительно, когда на нем присутствуют все учредители или их представители, (представители действуют на основании доверенности). Решение об учреждении общества принимается единогласно.

Собрание учредителей утверждает устав предприятия, где указывается наименование, юридический адрес предприятия, определяется организационно-правовая форма, основные цели деятельности, указывается величина уставного капитала, права и обязанности учредителей, структура фирмы и порядок управления ее деятельностью, порядок ликвидации и избирает органы управления.

Также могут решаться и другие вопросы, например, уточняется уставный капитал, утверждаются оценки вкладов учредителей, сделанные в натуральной форме, льготы для некоторых учредителей или акционеров и т. д. Также второй этап создания юридического лица включает в себя передача документов на экспертизу.

Если создание юридического лица происходит для ведения общественной, политической, просветительской, религиозной и другой деятельности, которая не связана непосредственно с извлечением прибыли, тогда документы при создании юридического лица представляются в специализированный орган, который будет давать разрешение на создание юридического лица после тщательного анализа его документов. Законодательство предусматривает различные способы представления документов юридического лица на экспертизу при его создании — лично учредителем или по почте.

Так, например, экспертизу документов юридического лица, которое собирается вести просветительскую деятельность после создания, будут проводить органы Министерства образования, документы при создании юридического лица в виде политической партии будут отправлены на экспертизу в Министерство юстиции и так далее.

Сроки рассмотрения и экспертизы документов при создании юридического лица составляют как минимум 30 дней, однако могут быть и больше этого срока.

Некоммерческому юридическому лицу для создания необходимо дождаться заключения специализированного департамента или ведомства, которое на основании результатов рассмотрения документов юридического лица, необходимых для его создания и регистрации, будет либо разрешать регистрацию юридического лица, либо отказывать в ней.

Если при экспертизе специализированного органа были найдены в документах какие-то ошибки или неточности, обнаружена недостоверность указанных сведений, необходимых для создания юридического лица, либо уставная деятельность юридического лица, которой оно собирается заниматься после создания, признана не соответствующей законодательству, документы возвращаются с отказом в регистрации и создании юридического лица для последующей доработки. Если же в экспертном заключении специализированного органа дано разрешение на создание юридического лица, для некоммерческого юридического лица наступает следующий этап создания — передача документов, необходимых для создания юридического лица, в налоговую службу для регистрации юридического лица.

3) Третий этап создания юридического лица: регистрация юридического лица

Как уже говорилось, этот этап создания юридического лица наступает для коммерческого юридического лица сразу же после подготовки необходимых для создания и регистрации юридического лица документов, а для некоммерческих юридических лиц — после соответствующей экспертизы и проверки специализированных органов различного подчинения — в зависимости от рода деятельности, которую будет вести юридическое лицо после своего создания и регистрации.

На этом этапе создания юридического лица документы для его регистрации передаются в регистрирующий орган, которым является налоговая служба по месту расположения юридического лица.

Законодательство здесь также предусматривает различные способы представления документов юридического лица на регистрацию при его создании — лично учредителем или по почте.

Подавая документы для создания юридического лица по почте или лично следует тщательно соблюдать процедуру их представления, описанную в законе: пакет документов для создания и регистрации юридического лица отправляется по почте с уведомлением, с описью вложения и объявленной ценностью.

Также документы должны быть поданы именно в тот налоговый орган, который обслуживает территорию расположения юридического адреса.

При несоблюдении процедуры представления документов при создании юридического лица по почте или в другой налоговый орган налоговая служба может отказать юридическому лицу в регистрации.

В налоговой службе при создании юридического лица происходит внесение сведений о нем в реестр юридических лиц, в сведения налоговой службы, пенсионного фонда и других внебюджетных фондов. Кроме этого, налоговый орган может проверять уникальность названия юридического лица при его создании.

4) Четвертый этап создания юридического лица: получение документов о регистрации.

Последним этапом создания юридического лица является получение из налоговой службы свидетельства о регистрации юридического лица, что будет означать завершение процесса его создания.

При получении документов о регистрации юридического лица его учредители могут считать, что процесс создания юридического лица завершен, и приступать к свое уставной деятельности.

Завершается создание юридического лица его государственной регистрацией. «До государственной регистрации юридическое лицо не существует, и все предварительные действия учредители совершают от своего имени, хотя бы и в интересах будущего субъекта права.

После государственной регистрации вновь возникшее юридическое лицо, выражая уже свою волю, может одобрить или не одобрить действия учредителей. Таково, например, правило п. 3 ст.

10 Федерального закона «Об акционерных обществах», которое устанавливает солидарную ответственность учредителей по обязательствам, связанным с созданием акционерного общества и возникающим до его государственной регистрации.

Созданное общество будет нести ответственность по обязательствам учредителей только в случае последующего одобрения их действий общим собранием акционеров, т.е. высшего органа этого юридического лица. Приведенное правило (как и многие другие) наглядно показывает роль государственной регистрации в качестве завершающего юридического акта создания юридического лица»[23].

Как можно заметить, законодательство предусматривает более строгий порядок регистрации и создания некоммерческого юридического лица. Так, для него предусмотрена длительная тщательная экспертиза учредительных документов.

В результате, с одной стороны, сразу же устраняются все возможные ошибки в документах, однако из-за длительной процедуры рассмотрения документов, для того, чтобы сократить сроки создания юридического лица, становится важной необходимость тщательной

подготовки необходимых документов. При создании коммерческого юридического лица процедура тщательная проверка его учредительных документов не предусмотрена, однако это означает, что ответственность за грамотное оформление необходимых для создания юридического лица документов лежит только на его учредителе.

Не выявленные ошибки, допущенные при создании коммерческого юридического лица не менее опасны, чем при создании других юридических лиц. Они могут быть чреваты достаточно неприятными последствиями для ведения юридическим лицом предпринимательской деятельности после своего создания.

Таким образом, можно выделить следующие этапы порядка создания юридического лица:

— проведение общего собрания инициативной группы, т.е. будущих учредителей;

— заключение учредительного договора или договора о создании акционерного общества;

— утверждение устава (на основе разработанного проекта);

— оформление протокола общего собрания учредителей;

— оплата госпошлины за регистрацию организации;

— оплата (формирование) не менее 50% уставного капитала (фонда);

— передача всех необходимых документов в регистрирующий орган (местная налоговая инспекция, подразделение министерства юстиции);

— получение свидетельства о государственной регистрации из регистрирующего органа;

— нотариальное заверение, необходимого количества копий учредительных документов;

— постановка организации на учет в фондах, Госкомстате и в налоговой инспекции;

— заверение в нотариате (или в банке) подписей руководителей организации на банковских карточках;

— открытие в банке расчетного счета.

Дата добавления: 2015-08-18; просмотров: 401 | Нарушение авторских прав

Читайте в этой же книге:

Введение | Исторический аспект рассмотрения института юридического лица. | Понятие юридического лица и его признаки. | Понятие и порядок государственной регистрации. | Юридического лица. |

mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.092 сек.)

Источник: http://mybiblioteka.su/6-179474.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.