Как правильно осуществляется прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами?

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами: что это такое и как происходит

Как правильно осуществляется прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами?

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами, сравнительно недавние функции данной инстанции, обозначенные ФЗ РФ No118 и 119.

Что обозначает данное понятие и зачем нужен надзор

В Законе о прокуратуре нет отдельно выделенной главы об осуществлении контроля служащих суда, которая бы определяла полномочия прокурора и инструменты его воздействия. Поэтому данные полномочия сочетаются с прочими видами деятельности прокуратуры.

Как организовать прокурорский надзор, смотрите в этом видео:

Такая неопределенность приводит к возникновению сложностей и препятствий на пути качественного выполнения прокурорских обязанностей. Важно: данная ветвь тесно граничит с контролем соблюдения прав и свобод граждан.

Данный процесс со стороны органов юстиции поднимает уровень доверия к судьям, так как совершенствует и улучшает их деятельность, и обеспечивает правопорядок в судебных процессах.

В чем выражается надзор за исполнением законов судебными приставами

Действия уполномоченного генерального прокурора выражаются в контроле следующих мероприятий со стороны исполнителей:

  • Осуществление требуемых мер и правил использования и формирования документов;
  • Контроль за учетом ходатайства в отношении тех или иных сотрудников в вопросах исполнительного производства;
  • Правомерность наложения ареста на имущество;
  • В полном ли объеме принимаются меры в розыске должников; Осуществление контроля над ведением документации.

Кто осуществляет надзор за судебными приставами?

При контроле активности исполнительных инстанций, наблюдение за исполнением законов осуществляется над такими мероприятиями:

  • Предоставление безопасности госслужащих, которые являются участниками судебных слушаний и прений;
  • Обеспечение безопасности самих судебных процессов;
  • Качество подготовки помещений, необходимых для выполнения судебного производства;
  • Контроль над доставкой на суд вещественных доказательств;
  • Контроль над исполнением решений и приговоров судьи;
  • Правомерность требования дачи свидетельских показаний в процессе разбирательств, граждан, уклоняющихся от явки;
  • Правомерность использования специальных средств с целью силового воздействия;
  • Контроль обоюдной работы приставов и сотрудников силовых структур в отношении лиц, находящихся под стражей;
  • Контроль над соблюдением сроков в отношении выполнения предписаний исполнительных листов.

Задачи и объекты прокурорского контроля

В числе главных задач надзора за судебными приставами числится:

  • Выполнение исполнителями необходимых действий, соответствующих постановлениям и в рамках своих полномочий;
  • Соответствие догмам решений, принятых приставами;
  • Отстаивание законных прав и свобод людей и юридических лиц, в отношении которых приставы принимали какие-либо решения.

Объектами надзора прокуратуры выступают:

  • Федеральная служба судебных приставов РФ и ее территориальные органы;
  • Должностные лица, выполняющие обязанности, то есть судебные приставы.

Кроме них в число инстанций подвергающихся надзору входят:

  • Руководящий состав органов и учреждений, обязанностями которых является приведение в исполнение наказаний и принудительных мероприятий;
  • Администрации колоний, следственных изоляторов и прочих мест лишения или ограничения свободы.

Предмет данного надзора

Предметом контроля над исполнением законов является:

  • Наблюдение за законностью и следованием положениям актов суда и постановлениям прочих государственных организаций;
  • Контроль над соблюдением органами государственной власти положений законодательной базы;
  • Контроль над соблюдением прав абсолютно всех граждан РФ.

Важно: приставы обязаны принимать адекватные решения в рамках законодательства. Полномочия прокурора.

Действия прокурора при выявлении нарушений.

В данный перечень входят такие действия:

  • При необходимости получение доступа к любого вида материалам;
  • Требование от руководящего состава исполнительных организаций отчетности в виде конкретной документации и аргументированных материалов;
  • Если в ходе проверки возникают сложности, прокурор располагает правом задействовать в работе соответствующих сотрудников, перечень которых обозначен в ст. 21 Закона о прокуратуре;
  • Вызов представителей организаций и граждан для выявления причин правонарушений;
  • Осуществление проверок с целью контроля над правомерностью выполняемых действий;
  • После ознакомления с предоставленным удостоверением, получатель обязан беспрепятственно обеспечить доступ к подконтрольным помещениям и территориям.

В частности к прокурорским полномочиям относятся:

  • Принятие решений о возмещении ущерба гражданам и организациям, нанесенного в ходе неправомерных действий;
  • Освобождение граждан со стен не судебных инстанций, задержание которых не соответствовало закону;
  • Обращение в любого рода судебные инстанции и арбитражные суды с целью отстаивания законных интересов людей и организаций;
  • Предъявление требований к необходимым инстанциям о привлечении правонарушителей к уголовной или административной ответственности.

Важно: данные полномочия предоставляют возможность контролировать деятельность всех подведомственных структур.

Организация мероприятий

Важно: чтобы качественно организовать работу по наблюдению, следует знать на высоте законодательную базу и практику его применения, для этого сотрудники постоянно повышают квалификацию.

Что входит в надзор за исполнением законов, смотрите в этом видео:

Также с целью проведения качественных мероприятий:

  • Сотрудники прокуратуры обеспечиваются нормативными актами, методическими пособиями и разработками;
  • Перед проведением надзора собираются и анализируются информация и материалы;
  • Разрабатывается план мероприятия;
  • Для успешного прокурорского регулирования судебных исполнителей, работники прокуратуры должны располагать полной и достоверной информацией о случаях нарушений – сбор, обработка и хранение сведений в процессе расследования.
  • В число организационных работ включаются проверки организаций или лиц на предмет выявления нарушений;
  • Аналитические мероприятия;
  • Сотрудничество с прочими отделами прокуратуры; ·
  • Учет проделанной работы.

Важно: внедрение научных рекомендаций и передового опыта – основной элемент организации работы.

Меры реагирования

При выявлении нарушений предписаний исполнителями суда, предусмотрены такие меры пресечения:

  • Опротестование актов, которые противоречат законодательной базе;
  • Исковые заявления в судебные учреждения с целью защиты правовых интересов всех пострадавших;
  • Возбуждение уголовного дела/производства об административном своеволии.

Заключение

Прокурорский надзор за законностью деятельности судебных приставов, это неотъемлемая часть общественной и правовой жизни граждан, от эффективности выявления правонарушений и быстроты реагирования на подобные ситуации зависит спокойствие и качество жизни страны в целом.

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть! Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать — напишите вопрос в форме ниже:

Источник: https://dolg.guru/dolgi/sudebnye-pristavy/prokurorskii-nadzor-za-sudebnymi-pristavami.html

Глава 13. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

Глава 13. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

Страница 1 из 4

Глава 13. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

13.1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами13.2. Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов судебными приставами13.3. Организация работы по надзору за исполнением законов судебными приставами13.4. Проведение проверок исполнения законов судебными приставамиВопросы для повторения

Задание

13.1. Сущность, предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами

Надзор за исполнением законов судебными приставами является новым направлением прокурорского надзора и обязан своим появлением изданию двух законодательных актов — федеральных законов от 21 июля 1997 г. № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее — Закон о судебных приставах) и от 21 июля 1997 г. № 119-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Закон об исполнительном производстве). В ст.

19 Закона о судебных приставах было закреплено, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с Законом о прокуратуре осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры. Несмотря на сравнительно долгий период, прошедший с момента издания названных законов, которые вступили в силу в октябре 1997 г.

, законодательное подтверждение деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами нашла лишь в Федеральном законе от 10 февраля 1999 г. № 31-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации»». В какой-то мере это можно объяснить тем, что согласно ст.

25 Закона о судебных приставах полное функционирование службы судебных приставов должно было начаться с 1 января 1999 г. Следует отметить, что в рассматриваемом случае законодатель изменил сложившейся традиции, лишь дополнив ст. 1 Закона о прокуратуре соответствующей строкой.

При этом в Закон не была включена дополнительная глава, конкретизирующая предмет этой надзорной отрасли и, самое главное, полномочия прокуроров по осуществлению надзора за исполнением законов судебными приставами. Данное обстоятельство представляется существенным, поскольку полномочия прокуроров согласно ст. 129 Конституции РФ должны определяться федеральным законом.

Законодательная неурегулированность этого вопроса создает трудности при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами, мешает выработке единой практики надзора. Следует иметь в виду, что практика надзора в рассматриваемой области только еще складывается.

Иными словами, здесь прокурорами только нарабатывается опыт организации и осуществления результативного прокурорского надзора. Пробел в законодательстве должен быть устранен путем включения в Закон о прокуратуре самостоятельной главы, посвященной прокурорскому надзору за исполнением законов судебными приставами.

Это направление надзора можно рассматривать как часть прокурорского надзора за исполнением законов соответствующими государственными органами (администрациями), исполняющими приговоры и иные решения судов (см. гл. 10 учебника).

Что же касается применяемых прокурорами правовых средств, надзорных методов и приемов, то данное направление наиболее близко к прокурорскому надзору за исполнением законов (см. гл. 7 учебника).

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами близок и к прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, поскольку одной из его задач является соблюдение прав граждан, относительно которых приняты судебные решения.

Предметом данного направления можно считать исполнение законов судебными приставами и в первую очередь законность принимаемых ими мер и выносимых правовых актов. При этом было бы неверным утверждать, что только за исполнением названных выше законов о судебных приставах и об исполнительном производстве призваны осуществлять надзор прокуроры.

Предметом прокурорского надзора в данном случае является также исполнение судебными приставами всякого иного законодательного акта, нарушение которого возможно в ходе осуществления ими своей деятельности. К числу таких актов следует в первую очередь отнести федеральные законы от 31 июля 1995 г. № 119-ФЗ «Об основах государственной службы Российской Федерации», от 13 декабря 1996 г.

№ 150-ФЗ «Об оружии» и ряд других. Согласно ст. 5 Закона о судебных приставах систему органов принудительного исполнения судебных решений и актов иных органов составляют Федеральная служба судебных приставов и ее территориальные органы.

При этом Закон о судебных приставах корреспондирует вопросы определения организации деятельности службы судебных приставов в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ федеральным конституционным законам об этих судах. Думается, что данный вопрос следовало бы отразить в рассматриваемом Законе. Указом Президента РФ от 13 октября 2004 г.

№1316 утверждено Положение о Федеральеной службе судебных приставов, определяющее организационные основы деятельности данного федерального органа исполнительной власти. Функционально судебные приставы подразделяются на две категории: 1) приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов, права и обязанности которых закреплены в Законе о судебных приставах; 2) приставов-исполнителей, которые помимо названного Закона руководствуются в своей деятельности Законом об исполнительном производстве. Данное разделение и предопределяет компетенцию и полномочия соответствующих прокуроров по надзору за исполнением законов судебными приставами. Основной задачей прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами является обеспечение законности в их деятельности, а также защита прав и законных интересов физических и юридических лиц, относительно которых были приняты судебные решения.

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами способствует совершенствованию их деятельности, а стало быть, обеспечению установленного порядка деятельности судов, надлежащему исполнению их решений, что в свою очередь положительно сказывается на авторитете судей.

Последняя >>

Источник: http://uristinfo.net/prokurorskij-nadzor/207-prokurorskij-nadzor-pod-red-jue-vinokurova/5130-prokurorskij-nadzor-za-ispolneniem-zakonov-sudebnymi-pristavami.html

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами

Ст. 1 ФЗ «О прокуратуре РФ» надзор за исполнением законов судебными приставами выделен в отдельное направление. Но закон не устанавливает каких-либо специальных полномочий прокурора как по выявлению нарушений, так и принятию мер реагирования, так что все то, что было изложено выше, вполне применимо и относительно надзора за исполнением законов судебными приставами.

Поскольку функцией судебных приставов-исполнителей является исполнение как судебных актов, так и актов других органов, служба судебных приставов-исполнителей выделена из судебной системы и находится в структуре органов исполнительной власти. Поэтому данное направление надзора имеет свои особенности, на которых необходимо остановиться.

Согласно Закону «О судебных приставах» судебные приставы по своим функциям разделены на две категории:

судебные приставы, обеспечивающие установленный порядок деятельности судов;

судебные приставы-исполнители.

Соответственно этому разделяется и предмет прокурорского надзора.

Что касается судебных приставов, обеспечивающих установленный порядок деятельности судов, то предметом надзора прокуратуры является законность применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Давая оценку законности деятельности этой категории судебных приставов, прокурор должен установить, соответствуют ли действия пристава Федеральным законам «О судебных приставах», «Об оружии», Инструкции «О порядке исполнения судебными приставами распоряжений председателя суда…» (см. список нормативных актов в конце главы), а также проверить, не содержится ли в его действиях признаков уголовно наказуемого превышения должностных полномочий. В целом же такая проверка аналогична проверкам, проводимым в отношении сотрудников органов внутренних дел.

Предметом надзора за исполнением законов судебными приставами-исполнителями является:

надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями;

надзор за законностью решений, принимаемых судебными приставами-исполнителями;

надзор за соблюдением прав и свобод граждан и юридических лиц.

Характерным для деятельности судебных приставов является то, что все три указанные составляющие их деятельности, как правило, взаимосвязаны. Если судебный пристав принимает незаконное решение — выносит незаконное или необоснованное постановление, он, действуя на основании этого решения, нарушает закон и тем самым в большинстве случаев ущемляет права гражданина или организации.

В том случае, когда проверка проводится по заявлению гражданина или юридического лица, обжалующего конкретные действия (бездействие) судебного пристава, и нет оснований предполагать наличия других нарушений, возможно ограничиться проверкой изложенных фактов. Хотя, как правило, допускается сразу несколько нарушений закона, о которых сам заявитель может и не подозревать. Поэтому целесообразно проверять выполнение судебным приставом всего комплекса требований, предъявляемых к исполнительному производству.

При плановой или текущей проверке исполнения законодательства в районной (городской) службе судебных приставов необходимо провести тщательную подготовку; о принципах проведения подготовительных мероприятий уже говорилось выше.

Вопросы, которые предстоит выяснить в ходе проверки, можно разделить на несколько групп:

соблюдение установленных для исполнительного производства сроков;

наличие фактов бездеятельности в тех случаях, когда закон требует от судебного исполнителя совершения активных действий;

соблюдение законности при наложении взысканий на граждан и должностных лиц;

иные вопросы деятельности службы судебных приставов.

В зависимости от поступившей в прокуратуру информации целью проверки может быть выяснение и других обстоятельств, необходимых для того, чтобы определить состояние законности в деятельности службы судебных приставов.

Независимо от характера конкретного исполнительного производства необходимо проверить соблюдение судебным приставом следующих установленных законом сроков:

возбуждения исполнительного производства;

направления заинтересованным лицам копий постановления о возбуждении исполнительного производства;

установленных должником для добровольного исполнения;

совершения исполнительных действий;

рассмотрения обращений юридических и физических лиц.

Как показывает практика, наиболее распространенным нарушением является несоблюдение сроков возбуждения исполнительного производства и совершения исполнительных действий.

Проверка порядка совершения исполнительных действий включает в себя проверку следующих моментов:

выполнение требований закона о принятии к исполнению исполнительного документа;

соблюдение сроков предъявления исполнительного документа к исполнению;

соответствие исполнительного документа требованиям закона;

соблюдение требований закона при возвращении исполнительного документа взыскателю;

вынесение постановления об окончании исполнительного производства;

соблюдение очередности удовлетворения требований взыскателей;

соблюдение требований закона при наложении ареста на имущество должника (описи имущества, его изъятия, передачи на хранение), наложении ареста или обращения взыскания на вновь поступающие на счет должника денежные средства;

способы оценки и реализации имущества должника, привлечение в необходимых случаях специалистов;

законность действий по отсрочке или рассрочке исполнения судебных актов и актов других органов;

обоснованность изменения способа и порядка приостановления, прекращения и окончания исполнительного производства;

решение вопросов исполнения решений по спорам неимущественного характера (вселение, выселение, восстановление на работе и др.).

Кроме того, прокурор должен проверить поступившую информацию о наличии оснований для отвода судебного пристава. Судебный пристав не может участвовать в исполнении судебных постановлений и постановлений иных органов в случаях:

1) если он является родственником сторон или других лиц, участвующих в деле, и их представителей;

2) если он лично, прямо или косвенно, заинтересован в исходе дела либо если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его беспристрастности.

Проверяя наличие фактов бездеятельности судебных приставов, в частности, необходимо выяснить:

не уклоняется ли судебный пристав от возбуждения исполнительного производства;

своевременно ли направляются копии исполнительных документов в связи с изменением места жительства или работы должника;

выполняются ли требования по розыску должника и его имущества; направляются ли письменные запросы в налоговые органы, органы регистрации и т.д.;

соблюдаются ли требования о направлении исполнительных документов по спорам неимущественного характера;

обращается ли в суд в случае неисполнения должником исполнительного документа о восстановлении на работе незаконно уволенного или переведенного работника с заявлением, утвержденным старшим судебным приставом, о вынесении определения о выплате работнику среднего заработка за время вынужденного прогула, или разницы в заработке за все время вынужденного прогула, или разницы в заработке за все время со дня вынесения решения о восстановлении работника по день исполнения исполнительного документа.

Проверка обоснованности наложения на граждан или должностных лиц взысканий ставит своей целью выяснение следующих вопросов:

допускаются ли нарушения в ходе привлечения виновных к ответственности за неисполнение законных требований судебных приставов-исполнителей и нарушения законодательства РФ об исполнительном производстве;

правомерно ли наложение на должника взыскания за неисполнение решений суда;

является ли обоснованным вынесение судебным приставом постановления о приводе гражданина или должностного лица за уклонение без уважительных причин от явки по вызову судебного пристава или к месту совершения исполнительных действий;

утверждено ли постановление старшим судебным приставом; не допущено ли нарушения закона при доставлении этого лица.

Надо отметить, что наложение судебным приставом штрафа регулируется нормами ФЗ «Об исполнительном производстве», а не КоАП РФ, и, следовательно, не является привлечением к административной ответственности.

Поэтому действие ст. ст.

85 и 87 указанного Закона, регулирующих наложение штрафа постановлением судебного пристава, распространяется также на военнослужащих и других лиц, несущих ответственность в дисциплинарном порядке.

Проверке подлежит и состояние законности в деятельности службы судебных приставов, напрямую не связанной с исполнением судебных постановлений, а касающейся следующих вопросов:

отчисления в бюджет денежных сумм от исполнительских сборов;

формирования внебюджетного фонда развития исполнительного производства, его целевого использования.

Надзор за исполнением законов районной (городской) службой судебных приставов по существу не отличается от надзора за исполнением законов иными государственными органами, и к нему относится все сказанное выше относительно порядка проведения проверок. Следует только перечислить те документы, с которыми должен при проведении проверки ознакомиться прокурор:

журналы регистрации входящей и исходящей корреспонденции;

книга учета исполнительных документов;

алфавитные указатели учета взыскателей;

зональные книги учета исполнительных производств;

реестр дел;

журнал учета материалов по взысканию сумм временных пособий на несовершеннолетних детей, выплачиваемых в период розыска родителей;

журнал учета штрафов, налагаемых судебными приставами-исполнителями при исполнении судебных решений;

книга учета депозитных сумм;

книга выплаты премиального вознаграждения судебным приставам-исполнителям;

журнал регистрации жалоб и заявлений;

отчетно-статистическая документация.

Если в результате проверки прокурор придет к выводу о необходимости применения мер прокурорского реагирования, он делает это по общим правилам принесения протеста, внесения представления и направления предостережения.

При решении вопроса о том, каким именно образом реализовать свое право на опротестование незаконного постановления судебного пристава-исполнителя, следует принять во внимание, что на практике протест приносится старшему судебному приставу районной (городской) службы судебных приставов.

Обжалование действий судебного пристава по исполнению документов иных органов включается в подведомственность судов общей юрисдикции независимо от того, связана ли выдача исполнительного документа с осуществлением экономической деятельности.

Решения и действия (бездействие) судебного пристава могут быть обжалованы в арбитражный суд только в том случае, если исполнительные документы выданы этим судом.

Остается только привести перечень основных нормативных актов, регулирующих деятельность судебных приставов:

ФЗ «О судебных приставах»;

ФЗ «Об исполнительном производстве»;

Указание Генпрокурора РФ от 12 мая 2009 г. N 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами».

Источник: https://megalektsii.ru/s22148t4.html

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами

Полномочия прокурора при осуществлении надзора за исполнением законов судебными приставами

В соответствии с ФЗ «О судебных приставах» в п. 4 статьи 19 указано, что надзор за исполнением законов при осуществлении судебными приставами своих функций в соответствии с ФЗ «О прокуратуре РФ» осуществляют Генеральный прокурор РФ и подчиненные ему прокуроры.

Издано Указание Генпрокуратуры России от 12 мая 2009 г. N 155/7 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов судебными приставами». При этом установлено следующее:

1) мерами прокурорского реагирования добиваться неукоснительного соблюдения судебнымиприставами-исполнителями требований действующего законодательства об исполнительном производстве;

2) в ходе проверок исполнения законов в деятельности судебных приставов особое внимание обращать на соблюдение принципов: законности принимаемых решений; своевременности совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения; уважения чести и достоинства гражданина; неприкосновенности минимума имущества, необходимого для существования должника-гражданина и членов его семьи; соотносимости объема требований взыскателя и мер принудительного исполнения;

3) осуществляя прокурорский надзор, в частности при проверке жалоб на неправомерные действия (бездействие) судебных приставов-исполнителей, изучать неоконченные исполнительные производства в подразделениях службы судебных приставов по месту их нахождения. Исключить факты их изъятия и истребования в прокуратуру;

4) при рассмотрении обращений о нарушениях законодательства об исполнительном производстве тщательно проверять все доводы заявителей, а также использование главными и старшими судебными приставами полномочий по отмене незаконных постановлений подчиненных приставов.

В тех случаях, когда главными и старшими судебными приставами не проверялась законность обжалуемых решений и действий (бездействия) подчиненных судебных приставов-исполнителей, направлять в их адрес жалобы граждан, поступившие в органы прокуратуры, контролируя результаты рассмотрения;

5) не допускать направления в службу судебных приставов жалоб, подлежащих рассмотрению в порядке ст. 124 УПК РФ. По результатам рассмотрения каждой такой жалобы выносить постановление о ее полном или частичном удовлетворении либо об отказе в ее удовлетворении;

6) в целях восстановления нарушенных прав граждан применять исчерпывающие меры прокурорского реагирования как к судебным приставам-исполнителям, так и к лицам, не исполняющим их законные требования, препятствующим реализации судебных решений;

7) обращать внимание на соблюдение законодательства при организации территориальными органами Росимущества и специализированными организациями реализации арестованного судебными приставами-исполнителями имущества должников, проведении конкурсного отбора лиц, осуществляющих продажу арестованного имущества, заключении с ними договоров;

8) при осуществлении прокурорского надзора за организациями, реализующими арестованное имущество, проверять соблюдение налоговыми органами установленной ст. 77 части первой НК РФ обязанности по получению санкции прокурора на арест имущества, а также установленных условий наложения ареста;

9) при выявлении нарушений вносить представления об их устранении главным судебным приставам субъектов РФ с постановкой вопроса о привлечении виновных судебных приставов-исполнителей к дисциплинарной ответственности;

10) на незаконные постановления судебных приставов-исполнителей приносить протесты вышестоящим должностным лицам;

11) в случае неисполнения законных требований прокурора: применять предоставленные ст. 45, 254, 441 ГПК РФ и ст.

198 АПК РФ полномочия по обращению в суды общей юрисдикции и арбитражные суды с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей и возмещении причиненного ими ущерба; возбуждать дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 17.7 КоАП РФ (невыполнение законных требований прокурора);

12) при выявлении признаков преступления в действиях судебных приставов для решения вопроса об уголовном преследовании в соответствии с положениями п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК РФ выносить мотивированное постановление о направлении материалов проверки в следственный орган;

13) обеспечить надлежащий прокурорский надзор за неукоснительным соблюдением дознавателями службы судебных приставов требований уголовно-процессуального законодательства.

Во всех случаях выявления нарушений добиваться восстановления законности и решать вопрос об ответственности виновных лиц. В своей деятельности руководствоваться Приказом Генпрокурора России от 6 сентября 2007 г.

N 137 «Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания»;

14) информировать Генпрокуратуру России о состоянии надзора за исполнением законодательства о судебных приставах и исполнительном производстве в докладах по результатам работы за год.

В пункте 2 названного Указания Генпрокуратуры России предусмотрено возложение прокурорского надзора:

на Главное управление по надзору за исполнением федерального законодательства — в части соблюдения законов при осуществлении судебными приставами своих функций по обеспечению установленного порядка деятельности судов, по исполнению судебных актов и актов других органов и должностных лиц, а также правоприменительных функций по контролю и надзору в установленной сфере деятельности;

на Главное управление по надзору за следствием — в части соблюдения законов в ходе предварительного следствия по уголовным делам, возбужденным в отношении судебных приставов;

на управление по надзору за производством дознания и ОРД — в части соблюдения приставами уголовно-процессуального законодательства в ходе дознания по уголовным делам;

на управление по надзору за расследованием особо важных дел — в части соблюдения уголовно-процессуального законодательства центральным аппаратом Федеральной службы судебных приставов России.

Надзор за исполнением законов судебными приставами осуществляется в соответствии с ФЗ «О судебных приставах» и ФЗ «Об исполнительном производстве». Судебные приставы делятся на судебных приставов-исполнителей и судебных приставов по обеспечению установленного порядка деятельности судов.

При надзоре за судебными приставами-исполнителями прокурор проверяет, приняты ли меры по исполнительным документам судебных органов, рассмотрены ли заявления и ходатайства сторон по поводу исполнительного производства, заявленные судебным приставам-исполнителям, а также законно ли наложен арест на имущество судебным приставом-исполнителем, приняты ли меры по розыску должника, правильно ли осуществляется проверка судебными приставами-исполнителями исполнительных документов у должностных лиц органов и учреждений.

При надзоре за судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов прокурор проверяет, обеспечена ли безопасность судьи, лиц, участвующих в процессе и иных лиц, безопасность в судебном заседании, подготовлено ли судебное помещение для судопроизводства, доставлены ли вещественные доказательства по данному разбирательству, выполнены ли распоряжения и исполнительные решения судьи; соответствует ли закону привод лиц, уклоняющихся от явки в суд или к судебному приставу-исполнителю, соблюдается ли применение судебным приставом физической силы, специальных средств, огнестрельного оружия, взаимодействует ли судебный пристав с военнослужащими воинских частей по конвоированию лиц, содержащихся под стражей по вопросам их охраны и безопасности, соблюдаются ли сроки исполнения исполнительных листов:

— исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов судов общей юрисдикции, арбитражных судов, и судебных приказов – в течение 3 лет;

— исполнительных листов, выдаваемых на основании судебных актов арбитражных судов, по которым арбитражным судом восстановлен пропущенный срок для предъявления исполнительного листа к исполнению, – в течение 3 месяцев;

— исполнительных листов, выдаваемых судами на основании решений Международного коммерческого арбитража и иных третейских судов, – в течение 6 месяцев;

— оформленных в установленном в порядке требований органов, осуществляющих контрольные функции, о взыскании денежных средств с отметкой банка или иной кредитной организации о полном или частичном неисполнении взыскания – в течение 6 месяцев;

— удостоверений комиссий по трудовым спорам – в течение 3 месяцев;

— постановлений органов (должностных лиц), уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в течение 3 месяцев (ст. 14 ФЗ «Об исполнительном производстве»).



Источник: https://infopedia.su/6x81e.html

Глава 13. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами — PDF

МГИМО (У) МИД РФ Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009/2010 учебный год) Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр

Подробнее

МГИМО (У) МИД РФ Кафедра уголовного права, уголовного процесса и криминалистики ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009/2010 учебный год) Доктор юридических наук, профессор ВОЛЕВОДЗ Александр

Подробнее

Опубликована в журнале «Законы России: опыт, анализ, практика», 2013, 5. Скуратовская М.М. кандидат юридических наук, доцент Обжалование постановлений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя

Подробнее

ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ АБХАЗИЯ О внесении изменений в некоторые законодательные акты Республики Абхазия в сфере судебной власти Статья 1 Внести в Уголовно-процессуальный кодекс Республики Абхазия от 30 декабря

Подробнее

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 41-КГПР14-33 г. Москва 18 февраля 2015 г. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего

Подробнее

У ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Дело КАС09-181 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва «07» мая 2009 г. Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего: Федина А.И. членов

Подробнее

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Москва Дело ГКПИ 01-1255 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Верховный Суд Российской Федерации в лице судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., при

Подробнее

3. Прокурорский надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 3.1. Предмет и задачи прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина 3.2. Работа прокурора с обращениями

Подробнее

Надзор прокурора за исполнением законодательства… ББК 67.721-91 И.Л. Друкаров Надзор прокурора за исполнением законодательства об административной ответственности Ключевые слова: методика прокурорского

Подробнее

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

Подробнее

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 58-АД16-15 г. Москва 3 0 ноября 2016 года Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев жалобу защитника публичного акционерного

Подробнее

Порядок обжалования нормативных правовых актов управления по внедрению инновационных технологий в исполнительных органах государственной власти Новгородской области установлен: Гражданским процессуальным

Подробнее

ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 31 г. Москва 11 декабря 2012 г. О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении судами заявлений,

Подробнее

Тема 7: Органы прокуратуры Российской Федерации Учебно-воспитательные цели лекции: 1. Обучающая — получение курсантами знаний о системе, структуре, порядке образования органов прокуратуры, прокурорском

Подробнее

Как обжаловать действия (бездействие) и решения следователя, руководителя следственного органа в порядке уголовно-процессуального законодательства Предоставление права на обжалование процессуальных действий

Подробнее

Приложение 4 ПОРЯДОК взаимодействия Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области и территориальных комиссий Свердловской области по делам несовершеннолетних и защите их прав,

Подробнее

Лекция 10 Надзор за исполнением законодательства при осуществлении оперативнорозыскной деятельности 10.1. Понятие и задачи надзора за исполнением законодательства при 10.2. Объект, пределы и предмет надзора

Подробнее

Статистика Федеральной службы судебных приставов за 2015 год (Анализ ведомственной статистической отчетности ФССП России за 2015 год) Федеральная служба судебных приставов (ФССП России) является федеральным

Подробнее

Постановление Администрации Тамбовской области от 31 августа 2007 г. N 969 «Об утверждении Положения о рассмотрении в досудебном порядке жалоб на решения, действия (бездействие) органов исполнительной

Подробнее

Федеральный закон от 17 января 1992 г. 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изменениями от 17 ноября 1995 г., 10 февраля 1999 г., 19 ноября 1999 г., 2 января 2000 г., 27 декабря 2000 г., 29 декабря

Подробнее

ПЛАНЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ Занятие 1. (2 часа) Тема 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА «ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР» Цели и задачи: Ознакомить студентов с учением о государстве, праве и законности — теоретической основой

Подробнее

Соглашение о взаимодействии Управления Федеральной службы судебных приставов России по Республике Ингушетия и Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по Республике Ингушетия

Подробнее

Признано утратившим силу, ППВС РФ от 20.01.2003 г. 2 ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПЛЕНУМА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ N 10 г. Москва 21 декабря 1993 г. О рассмотрении судами жалоб на неправомерные действия,

Подробнее

Приказ Следственного комитета Российской Федерации от 15 января 2011 г. 1 Об организации процессуального контроля в Следственном комитете Российской Федерации В целях обеспечения защиты прав и свобод человека

Подробнее

ГОСУДАРСТВО И ОБЩЕСТВО: ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ Арест на недвижимое имущество: порядок наложения и снятия Действующим законодательством установлена обязательность проведения государственной регистрации

Подробнее

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАССАЦИОННОЕ 45-КГ16-27 ОПРЕДЕЛЕНИЕ г. Москва 12 января 2017 г. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего

Подробнее

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 88-КГ16-2 г. Москва б июля 2016 г. Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судей

Подробнее

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 32-АД13-9 город Москва 28 февраля 2014 года Судья Верховного Суда Российской Федерации Меркулов В.П., рассмотрев надзорную жалобу Белявского М В на постановление

Подробнее

Библиотека Уполномоченного по правам человека в Самарской области ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ОБЖАЛОВАНИЯ ДЕЙСТВИЙ И РЕШЕНИЙ СУДА И ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ УГОЛОВНОЕ СУДОПРОИЗВОДСТВО г. Самара, 2016 г. Уполномоченный

Подробнее

79021_819346 ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 305-ЭС15-18691 г. Москва 21 июня 2016 года Дело А40-65422/2013 Резолютивная часть определения объявлена 15 июня 2016 года. Полный текст определения

Подробнее

Административная ответственность должностных лиц Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим

Подробнее

Информация в помощь заявителю Право граждан на обращение Граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления

Подробнее

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ИНСПЕКЦИЯ ТРУДА ПРИ МИНИСТЕРСТВЕ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИКАЗ от 10 марта 1998 г. N 19 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ПРЕДПИСАНИЙ И НАЛОЖЕНИЯ

Подробнее

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрация Хромцовского сельского поселения Фурмановского муниципального района Ивановской области от 04.08.2014 95 с.хромцово Об утверждении Порядка обжалования нормативно-правовых

Подробнее

Порядок обжалования НПА Порядок обжалования нормативных правовых актов и иных решений, принятых государственным органом Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или

Подробнее

Источник: http://docplayer.ru/39915006-Glava-13-prokurorskiy-nadzor-za-ispolneniem-zakonov-sudebnymi-pristavami.html

Поделиться:
Нет комментариев

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.